|
В ГОСТЯХ У ПОЛЯ СЕЗАНАмастера мирового искусства.
Существуют живописцы, живущие сиюминутными темами, успехом. А есть художники - их единицы, которые работают на
будущее. Жизнь, творчество приносится ими в жертву потомкам. Живопись Сезанна не проста для понимания. Кому-то она покажется скучноватой. Почти ни одного запоминающегося сюжета, острой, драматичной темы. Все те же вазы с фруктами, изображение гор и сельских домиков, купальщиков и купальщиц. Иногда портреты. Но есть нечто, что заставляет нас, как и современников,останавливаться перед его картинами. Это мощное стремление (с помощью тончайшего ощущения) добраться до структуры материального мира, понять, как стыкуются формы, почти пуссеновская величавость и спокойствие. Недаром Пуссен - один из кумиров Сезанна. Он не дробил форму на элементы, как импрессионисты, а, напротив, связывал все в неразрывное пластическое единство. Синтез, цельность - вот что открыло ему путь в искусство ХХ столетия. Э кс-а н-Прованс ... Здесь, под сенью небольшого французского городка, находится «Ателье Поля Сезанна». Бывало, сезон наш бог - Ван Гог, Другой сезон - Сезанн ... Мы знали, что замечательный русский художник Валентин Серов, сначала отрицательно отнесшийся к живописи Сезанна, потом признавался, что ему покоя не дают сезанновские «Пьеро И Арлекин», которые прежде казались емe деревянными куклами. Бывают художники, композиторы и поэты, произведения которых не сразу доходят до слушателя и зрителя. В таких случаях от зрителя требуется внимательное изучение, основательное проникновение в произведение. Только тогда он сможет испытать то волнение и ощутить те переживания, какие вложил в свое творчество автор. Такого же внимания требуют к себе и картины Поля Сезанна. Его искусство, будучи глубоко воспринятым, остается в памяти навсегда. Автобус везет нашу группу в пригород Экса, где находится мастерская Сезанна. Интересно побывать в доме, где создавались известные всему миру произведения, знакомые зрителю по музеям и репродукциям. Останавливаемся у небольших ворот. Яркое солнце освещает надпись: «Ателье Поля Сезанна». Справа на каменной стене - ручка звонка, и на камне высечено: «улица Сезанна». Входим во двор. Нас встречают песчаная дорожка, густая зелень деревьев и двухэтажный каменный дом золотистого цвета с красными ставнями. Поднимаемся по лестнице. Вот и мастерская. Она обставлена теми вещами, которые окружали художника при жизни. Цвет стен серый, большие низкие окна с противоположных сторон. Сразу напротив двери - угол, в котором висят старенький плащ, пальто, соломенная шляпа и другие вещи. Видно, что они изрядно послужили художнику. И хотя они висят безмолвно, вид каждой из них красноречивее всяких слов. Одна только форма рукавов, смятых и округленных живыми руками Сезанна, создает впечатление, будто, художник только что снял свои вещи и повесил в угол. Рядом на стене прибита полка с глиняными кувшинчиками и горшками деревенского изготовления.
Старая золотистая глина хорошо смотрится на фоне серой стены, по соседству с темным пальто и соломенной шляпой - это
настоящий «сезанновский» натюрморт! У окна длинная витрина. Под стеклом лежат записные книжки Сезанна и альбомчики с набросками. Все это - переплетенные
фотокопии оригиналов. Здесь же - карандаши, перо ... Вот старый мольберт, рядом другой. Тут же складной стульчик, неизменный
спутник - художника на этюдах. Бутылки из-под масел и растворителей, этюдник, подрамники, стул с плетеным соломенным
сиденьем. На его спинке висит походная трость с острым железным наконечником и кривой ручкой, отполированной прикосновениями
рук Сезанна. Старая палитра с засохшими красками, истертые кисти. Каждый, даже самый незначительный предмет этой мастерской,
побывавший некогда в руках живописца, является свидетельством его былого присутствия.
Ведь давно уже известно, что те дома-музеи, в которых утрачен дух жилого помещения, совершенно не волнуют посетителей. Плохо,
если предметы превращаются в экспонаты, которые «не живут», а демонстрируются. Куски полотен, разрезанных
самим художником, бережно хранящиеся в его мастерской, производят куда большее впечатление, чем могла бы это сделать склеенная,
отреставрированная и почти новенькая картина. Подходим к окну. Перед нами подлинно «сезанновский» пейзаж
с голубыми домами, черепичными крышами и уже знакомыми, столько раз написанными им соснами....
Покидая «Ателье Поля Сезанна», решили заглянуть на знаменитую гору Виктория, не раз изображавшуюся художником.
Поднявшись вверх по лестнице и миновав
постройки, сооруженные уже после смерти Сезанна, мы увидели знакомый силуэт горы голубовато-золотистого цвета. Смотрим на
близлежащие поля, на небольшие редкие дома с черепицей, на деревья, кусты, на небо с серебристыми облаками и голубыми прорывами
и понимаем, как великолепно раскрыл Сезанн красоту и величие этого ставшего нам близким пейзажа.
Времени почти уже не оставалось, к тому же откуда-то внезапно надвинулся дождь, и все же многие бросились рисовать силуэт
горы Виктория, как будто к этому побуждало чувство какойто внутренней необходимости, и все, кому удалось сделать хоть
маленький набросок, шли к автобусу со счастливыми лицами. Через несколько часов предстоял отъезд в Марсель, а оттуда в
Париж. И когда в парижском Музее импрессионистов поднялись на второй этаж и подошли к картинам Поля Сезанна, то вдруг
почувствовали, что и он сам, и его искусство стали eщe более дорогими. Часто потом мы вспоминали посещение в Эксе гостеприимной
мастерской этого замечательното художника. СЕЗАНН ОБ ИСКУССТВЕ
Художник обладает двумя везщами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу. Нужно содействовать их обоюдному развитию ... В своем искусстве надо быть и хорошим ремесленником... Качество твоей живописи определяет, художник ты или нет. Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощуением. Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь-рисуешь и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Колористический эффект - главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно. Художник должен всецело посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы наставлением. Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее перед природой. Но надо до какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения. Проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее. В наше время уже нет настоящих художников. Моне дал новое видение, Ренуар создал тип парижанки, Писсарро приблизился к природе. Все же последующие не заслуживают внимания, это просто шарлатаны, которые ничего не чувствуют и занимаются жонглерством. Настоящие картины были созданы Делакруа, Курбе, Мане. Э. Бернар. «Поль Сезанн», 1904
Лит.: журнал "Юный художник" № 11 - 1987 |