|
Рисование по памяти всвязи с композиционным замыслом.уроки изобразительного искусства.
Сегодня наш рассказ о зарисовках в связи с композиционным замыслом.
Необходимое, важное и интересное ожидает художника на каждом шагу. Далеко не всегда
обстоятельства позволяют ему выполнить натурные работы, связанные с предстоящей композицией.
Многие явления жизни быстротечны, разве успеешь их запечатлеть. В таких случаях неоценима
способность запоминать виденное, чтобы потом отразить в самых разнообразных формах.
Замысел порою рождается воспоминанием. Итак, два момента характеризуют рисование по памяти, связанное с работой над композиционным эскизом. Часто первые мысли о будущей картине навеяны тем или иным жизненным впечатлением, но оно требует обогащения уже сложившегося образа дополнительными наблюдениями. Как в процессе эскизирования, так и при ведении основной работы обращение к художественной памяти помогает держать в поле зрения отобранное, главное. Крайне желательно фиксировать, не откладывая, все, что может углубить композиционную
идею. Эти художественные заметки, в дальнейшем выверенные и уточненные, придают произведению неповторимые,
ничем не восполнимые оттенки. Имея при себе блокнот, постоянно вносите в него, в зависимости от обстоятельств, то лаконичные, то более детальные зарисовки, которые понадобятся для работы над эскизом. Замысел выражается не только в сложных построениях с развернутым многофигурным сюжетом,
но и в кажущихся с первого взгляда доступных, простых мотивах, будь то натюрморт, пейзаж
или даже рисунок одной фигуры. Монотипия замечательного ленинградского графика К. Рудакова «Певица» отмечена поразительным чувством характерных особенностей натуры. Пластика найденного образа красноречиво свидетельствует о времени. А это означает, что мастер сумел по своему подсмотреть, пластически остро выразить действительность. Поэтическое восприятие жизни, а не бездумное ее воспроизведение - основа подлинного изобразительного искусства. Продуктивность памяти заключается в умении быстро извлекать из запаса зрительных впечатлений, наблюдений именно те, которые необходимы в данный момент. Ошибочно стремиться сначала улучшить память вообще, а уже затем начинать работу. Готовность памяти формируется в процессе запоминания. Хорошее знание того, что предстоит воплотить в композиции, не подлежит сомнению. Но вместе с тем набора одних фактов недостаточно. Детальное изучение натуры в этюдах и набросках не должно уподобляться пассивному сбору суммы разрозненных впечатлений. Влияние наблюдений на композиционный замысел находится в зависимости от того, насколько прочно
они отложились в памяти. Изучение жизни и сама жизнь тесно переплетены в сознани художника. Поэтому малоперспективны
наброски, цель которых - набивание руки, упражнения ради упражнений. Всегда рисуя, надо ставить перед собой
о нкр е т ные художественные заачи. Существует противоречие, о тверждающее бесплодность акого рода занятий, когда наброски
не только не помогают ко позиционной работе, но, как ни странно, порой являются тормозом, сковывающим
вообраежение. Наивно также полагать, что удачный натурный набросок может механически перерасти в композицию. Только при наличии художественного воображения, яркого образного замысла набросок в зависимости от характера может быть использован в качестве материала или служить отправным толчком для композиции. И еще следует сказать о том, что любой из видов рисунка по памяти, связанных с нашим восприятием, переходит в общее понятие - образная память. Обратите внимание на
рисунок г. Цилле, замечательного наблюдателя, с удивительно острым, живым, теплым восприятием жизни, непрестанно
обогащающего свою память новыми впечатлениями. Где бы он ни находился - на у лице, в трактире, в сутолоке площади, домах бедняков,
на бульварах, он всегда делал наброски. Нередко эскизы, исполненные по наблюдению, становятся основой композиции, введением в атмосферу избранной темы. В этом отношении
примечательны рисунки Т. Мавриной. Попытку выразить настроение, найти типичное в окружающем можно заметить в помещенном здесь рисунке Мавриной. В подобных работах важно определить, почувствовать и метко охарактеризовать общее движение. Умение преодолевать трудности, возникающие при рисовании натуры в движении с непозирующей модели, закрепить в памяти различные виды движений, вплоть до изображения групп людей, служит неоценимым качеством в композиционной работе. Рисунок A. Броувера, несмотря на беглость и лаконизм решения, исполнен удивительно цельно и выражает общий порыв всей танцующей группы. Наряду с накоплением натурных этюдов, рисунков инабросков в процессе творчества нередко возникает необходимость в наблюдениях и рисунках по памяти, прямо отвечающих сюжету произведения. Для того, чтобы выразить в композиции экспрессию душевного переживания, движение, изменчивое состояние природы, необходим сплав глубокого знания натуры, зоркой наблюдательности и художественного воображения. Этим требованиям блестяще отвечает подготовительный рисунок Леонардо да Винчи к картону "Битва при Ангиари". Он взывает к человеческому, в нем сконцентрированы боль, муки, страдания от жестокостей войны. Обращение художника к своей памяти заметно в наброске В. Серова к известной композиции «Проводы новобранца». Но даже тогда, когда сама натура предоставляет широкие возможности для прямого использования подготовительного материала, художник остается не пассивным копировщиком. Бережно относясь к натурным наблюдениям, стараясь не упустить главный смысл, В. Попков в рисунке к картине "Хороший человек была бабка Анисья", захваченный образной идеей, проявляет проникновенное отношение к изображаемому. Композиционная работа усиливает потребность к целенаправленному наблюдению, укрепляет чувство художественного отбора. Так уже в самом характере подготовительного рисунка К. Петрова-Водкина к картине "Купание красного коня" наряду с анатомической точностью заметна романтическая приподнятость, что позволяет нам глубже понять замысел картины. Поэтому хотелось бы обратить внимание юных художников на огромное значение подготовительной работы: выполняйте эскизы, навеянные наблюдениями, развивайте способности художественного видения. Не забывайтеи каждодневные наброски по памяти. В развитии композиционного мышления наряду с неиссякающим источником - умением подмеча ть в жизни зерно композиционного замысла - существуюти другие возможности. Речь идет о воспроизведении по памяти композиционных решений любимых мастеров. Кстати, такой прием может быть использован при изучении истории искусств. Освоение различных подходов к композиции, сохранение их в памяти помогут уяснить логику и законы построения произведения. Такая практика будет способствовать не только обогащению общей изобразительной культуры, но и окажется полезной начинающим в самостоятельной работе над композицией - основой основ художественного творчества. О. Авсиян Лит.: О. Авсиян, журнал "Юный художник" № 11 - 1987 |