|
Художник и Время.
Революция вдохновила советских художников на создание выдающихся произведений живописи и скульптуры. Они помогают нам лучше понять и сильнее почувствовать народный характер и величие Октября. В начале 1917 года в России победила Февральская революция, свергнувшая власть царя. Кустодиев тогда был тяжело болен и не мог выйти на улицу. Но он наблюдал за происходящим в городе из окна своей квартиры и сразу же начал писать картину. Мы видим на полотне массу людей. Они собираются под красные знамена на одном из перекрестков столицы, чтобы идти к Таврическому дворцу, где раньше заседала Государственная дума. Группа мещан у церкви с опаской смотрит на происходящее. Тень колокольни, падающая на них, как бы подчеркивает
темноту их сознания. Но основная масса народа уже поняла свои задачи и вышла из тени на солнце. Вскоре после падения царизма в Россию из эмиграции вернулся В. И. Ленин. Но, поскольку буржуазное правительство
угрожало его жизни, с июля 1917 года Ленин вынужден был перейти на нелегальное положение. Около месяца он жил
в шалаше недалеко от Петрограда. Живя в Разливе, Ленин продолжал руководить работой парти по подготовке социалистической революции. Обстановка в районе Разлив а стала небезопасной, замечены были
сыщики, разыскивающие Ленина. К тому же начались дожди, становилось все холоднее. И 8 августа Владимир Ильич уехал
в Финляндию. Социалистическая револю ц и я началась с восстания в Петрограде против буржуазного Временного правительства 24 октября (6 ноября) 1917 года. К утру 25 октября город был уже в руках восставших, за исключением Зимнего дворца, где находилось правительство. Вечером 25 октября начался его штурм. Наиболее ярко штурм Зимнего изображен Павлом Соколовым-Скаля. Мы видим, как вооруженные рабочие, солдаты и матросы через арку Главного штаба врываются на Дворцовую площадь. Перед ними - Зимний дворец. Штурм освещается прожекторами, стреляют из винтовок , артлеристы заряжают пушку. Обилие красного цвета усиливает впечатление жаркого боя. Надо отметить, что позы многих участников штурма на полотне художника неестественны. И взятие дворца на самом деле выглядело несколько иначе. Стреляли до штурма, а сам штурм проходил в тишине и темноте, потому что защитники буржуазного правительства поняли безнадежность своего положения и оставили позиции. Но для Соколова-Скаля главным было передать героический подвиг восставших, и это ему удалось. Тщательная подготовка восстания и точное определение его срока привели к победе без значительных жертв. Красногвардейцы и революционные солдаты не убили ни одного человека, а белогвардейцы убили шестерых. Когда начался штурм, в Зимнем дворце находилось большинство членов буржуазного Временного правительства. Владимир Серов показывает Зимний дворец сразу после захвата его восставшими. На мраморных ступенях Главного входе еще валяются гильзы, пулеметные ленты, куски отбитой штукатурки. На колоннах следы пуль. Но сражение уже закончено. Теперь во дворце тихо и пустынно. Остались только люди для охраны. На переднем плане - представители тех, кто совершал революцию: рабочий в кожаной куртке, с винтовкой за плечами и солдат,
которому он дает прикурить. Лицо рабочего умно и серьезно. Он понимает значение совершившегося и удовлетворен, что выполнил
свой долг. Солдат - типичный крестьянин, одетый в шинель. Его стоптанные башмаки, обросшее лицо, тощая котомка говорят
о трудной жизни и о сложном пути, который привел его к peвoлюции. Социалистическую революцию в октябре 1917 года совершили те же люди, которые в начале года свергли царя. Теперь они оказались в Зимнем дворце, где жили царь и его семья. Опустевший царский трон стоял еще в Георгиевском зале. Мы видим его на картине Бориса Лукина «Свершилось». На фоне царского трона и всего великолепия Георгиевского зала стоит солдат. Красота и величие обстановки его порежают. Ничего подобного он никогда не видел - ведь во дворец простым людям вход был закрыт. Теперь он еще яснее представляет, какую силу одолели рабочие и солдаты. В то время, когда рабочие и солдаты брали Зимний, в Смольном заседал 11 съезд Советов. Первым декретом Советской власти был Декрет о мире, предлагавший всем правительствам и народам воюющих стран немедленно заключить перемирие и начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций. Декрет о мире сразу выявил народный характер Советской власти. С тех пор и до сегодняшнего дня борьба за мир - основная задача внешней политики нашей страны. После победы революции в Петрограде Советы стали брать власть и в других городах. Октябрьскую революцию совершили три главные социальные силы. Они и представлены в скульптурной группе Александра Матвеева в лице Рабочего, Крестьянина и Красноармейца. Это самая талантливая и самобытная скульптура на тему Октября. Ведущим в борьбе был рабочий класс. Поэтому скульптор поместил Рабочего в центре и возвысил его над другими. В Рабочем воплощены достоинство, ответственность и спокойная уверенность. Рабочего поддерживает Крестьянин. Тяжелый взгляд Крестьянина, чуть сдвинутые брови, плотно сжатые губы выдают характер суровый, несколько угрюмый, замкнутый. Трудящиеся крестьяне составляли основную част населения. Но они - и труженик и собственники. Поэтому могут колебаться. Крестьяне являютс прогрессивной силой революци только в союзе с более передовым классом - с рабочими. Фигуры Рабочего и Крестьянина основательны, в них нет ничего преходящего, кратковременного. Рядом с ними юношески пылким выглядит Красноармеец. Он чуть приподнялся. Поза и жест рук выдают внутренний порыв, готовность в любой момент встать на защиту Октября. Мечту людей о социализме, ради которого совершалась Октябрьская революция, художник Константин Юон выразил в картоне
«Новая планета» . Мы вид и на тревожном темном небе, прорезанном яркими лучами света,
восход огромной красной планеты, символизирующей социализ. П. ЧИРКОВ доктор исторических наук Лит.: П. Чирков, журнал "Юный художник" № 11 - 1987 |