|
иколай Иванов на родину Хохломы, в деревню Семино Горьковской области, приехал пятнадцать лет назад. Сам он тоже с Волги, из поселка Васильсурского. Теперь у Николая в Семино и семья, и дом. "Хохлома - это потребность души,-говорит он - В природе травы зеленеют, отмирают и оживают вновь. Вот и наша "травка" под кистью художника всегда рождается заново". Мастерская у Иванова не большая пристройка к черной баньке. Строил сам и специально сделал большое окно на поле за деревней, на речку Узолу. Живописное поле это у Николая каждый день перед глазами зимой, летом, в ясную погоду и ненастье. Взглянет и работа спорится. Николай выносит большие, расписанные по золоту чаши из баньки, где он их обжигал, на свет, к поленнице. Солнечный
луч падает на них, загорается ... Таким бы чашам стоять на многолюдных застольях - угощенья в каждой человек на десять
хватит. -Эта чаша еще не удалась ...-говорит Иванов ..-Птицы здесь пятном -в глаза бросаются. Надо бы их крепче с узором связать. Красуются чаши рядом с поленницей, и диву даешься - вот ведь из чего такая драгоценность получается! Иванов к дереву приучен с детства. Отец у него в Васильсурске на лесоповале работал. Николай тоже после школы пошел
в лесорубы. А потом махнул вниз по Волге в Тольятти. Там знаменитый на всю страну автомобильный завод ВАЗ, много
молодежи - словом, влекли поиск, романтика. На ВАЗе Николай все ждал, что откроется обещанная заводская изостудия,
но так и не дождался. В Хохломе поступил на фабрику в цех росписи учеником. Зарплаты ученической на жизнь не хватало. Пришлось перейти оформителем в местный клуб. Сам же учился росписи потихоньку. Поначалу подумывал уехать: в город Семенов в профтехшколу, где обучали хохломской росписи, а может, даже, в Горьковское художественное училище поступить... Но не торопился, нравились ему здешние, отличавшиеся от семеновских узоры. А когда побывал в соседней деревне Мокушино у одного из старейших хохломских художников Степана Павловича Веселова, то все сомнения разом прошли. Решил: останусь в Семино. Дом у Веселова одновременно жилье, мастерская и музей. Все здесь, начиная с входной двери в узорах, украшено его руками. Степан Павлович и скворечник во дворе расписал, и даже бочку под водосточной трубой! Потому что смысл искусства он видит в том, чтобы других радовать и хозяйку свою Агафью Ивановну, и односельчан, и гостей , что, прослышав о его мастерстве, съезжаются со всех концов страны. Вот у такого удивительного человека посчастливилось учиться Николаю Иванову. И не только умение расписывать получил
он от учителя, но и нравственные уроки душевной чуткости, доброты, мудрости. "Травка" - исконный здешний орнамент. Город Семенов, где хохломской центр впервые создан в 1931 году,
уже не смог его повторить с той свободой, простотой и выразительностью, что присуща семинским узорам. Вот среди "травки" алая ягода рябины вспыхнула (или любая другая, лесная и садовая - пишут малинку, чернику, крыжовник...); вот заплетен в узор деревенский петух-красавец, нахохлившийся воробушек, жаворонок из поднебесья... Тем и дорога семинская роспись, что ее образы знакомы и близки каждому. Иногда Николай вспоминает Тольятти. Нет, не прижился бы он там, среди городских улиц. В деревне выйдешь
в поле - и вновь на душе ясно, светло. И уже новые узоры видятся. Да что говорить, стоит лечь в траву,
вглядеться в нее, как замыслы, идеи теснятся в голове - только пиши! Смотришь: колосок вблизи темно-бурый,
мохнатый, а на просвет - нежно-сиреневое облачко. Рядом широкие сочные стрелки осоки... Жаль, что пишут "травкой" семинские мастера лишь выставочные авторские изделия. Массовую же фабричную продукцию
раскрашивают "под фон", то есть золотым оставляют сам узор, а все пространство вокруг заполняют черным или красным. Когда Иванов уже освоился на промысле, открылся у него дар резчика. Произошло это неожиданно. Однажды побывал под Москвой в Абрамцевском художественном училище и увидел, как молоденькая девчушка ловко вырезает из чурбака утицу. Как сам Николай рассказывает, стыдно ему стало ... вернулся домой и тут же за тесак взялся. Одно дело придумать форму, нарисовать эскиз, и совсем другое -выполнить. В работе не все по эскизу получается - тут
сам материал подсказывает, рука ведет. День за днем деревенская жизнь художника на промысле Николая Иванова приносит и тяготы житейские, и радость общения
с природой, и новые, пахнущие лаком изделия. И эту обычную свою жизнь, самый сокровенный ее смысл стремится Николай
высказать в узорахплавных, и напряженно-стремительных, и зачарованно-застывших... А как устанет или работа не заладится, отправляется Николай в соседнюю деревню Мокушино в гости К Веселову. О. НЕФЕДОВА Лит.: О. Нефедова, журнал "Юный художник" № 1 - 1989 в начало |