Е.Куманьков Московская панорама. темпера. 1979.
| ||||
|
Не помню, кому из французов принадлежит ставшее крылатым изречение: "Художники рождаются
в провинции, а умирают в Париже", но вспоминаю его часто. О чем оно? Конечно же, не о провинции как таковой.
Оно о том, какую роль в формировании личности художника (да и не только художника!) играет среда,
в которой он родился и рос, в которой определился его талант. Среда ~ понятие емкое. В нем и предки, и семья, и люди, нас окружающие, и культура, с которой соприкасаемся, и природа вокруг, и предметы, и строения, и пейзажи, будь то сельские или городские. О городе хочу поговорить в этих заметках. Я -горожанин. Моя малая родина -Смоленск. Чу до из чудес, жемчужина среди многочисленных неповторимых сокровищ русской провинции. Поговорка гласит: «Что город, то норов». Крутой И сложный норов обнаруживал город моего детства! В нем, как в сгустке могучей энер гии, сплавились самые разные щедроты. Неповторимая природа (как говорится, богом данное место) и красота человеческого гения, выраженная в прекрасных многообразных строениях, замкнутых в тугое кольцо почти неправдоподобных стен и башен, как бы впаянных в днепровские кручи. Веселые, уютные улочки, шаловливо бегущие по склонам оврагов и утопающие в садах. С одной стороны, город вобрал в себя нечто могучее, первостатейное, многовековое, почти библейское, и с другой "-что-то прон зительно задушевное, интимное, щемяще тонкое. Разве можно забыть горделиво венчающий город монументальный собор с его зелено-белым узорочьем, городской сад
с нелепым музыкальным названием "Влонье", знаменитые смоленские часы неизменное место свиданий молодых инемолодых смолян?!
Можно ли забыть нашу Трехбратскую слободку, ее домишки, утопающие в зелени, заборы с горизонтально бегущими
досками, замшелыми или свежекрашеными?! Разве можно забыть во множестве разбросанные по смоленским кручам, как раны
на обветренном лице ветерана и награды на его широкой груди, руины и памятники боевых бурь далеких веков?! Восьмилетним мальчишкой я впервые увидел Москву и был раз и навсегда сражен фантастической красотой этого города.
Полюбил его сразу, как говорится, с первого взгляда, и эта любовь не погасла за те долгие-долгие годы, что живу в нем.
Отчетливо помню, какой восторг испытал, когда увидел Триумфальную арку у Белорусского вокзала, оживленные московские
улицы с вереницами резво бегущих и позванивающих трамваев, Страстной монастырь и памятник Пушкину напротив.
Все, что увидел дальше, показалось неправдоподобным: и простор Красной площади, куда я вышел сквозь приудливые
Иверские ворота, и открывшаяся панорама Кремля, и величавые московские дали, убегающие в безбрежность от круч
Ленинских гор, и многочисленные жемчужины архитектуры Василий Блаженный, Сухарева башня, церковь Успенья
на Покровке, Красные ворота, Новодевичий монастырь, баженовекий дом Пашкова, университет Казакова, манеж Бове,
величавый памятник героям 1812 года - храм Христа Спасителя, прочно утвердившийся на высоком подиуме,
Третьяковскан галерея, мозаики Метрополя и многие-многие другие. Восхищали и новоделы: Киевский вокзал
и Бородинокий мост, радиобашня Шухова, четкие формы клуба имени Русакова. Поражал причудливо-изящный силуэт
города, щедрое сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов, красочные у лицы, переулки, городские уголки и
дворы. Разнообразие домов и домишек, решетки, крыльца, двери. Все это воспринималось как чудо, как дивная сказка.
"Живописно значит разнообразно",- любил повторять П. П. Чистяков. С тех пор я перевидал множество разных городов и у нас, и за рубежом. Много радости принесли они мне.
Волгу и волжские города полюбил особенно. Ульяновск чем-то напоминал мой Смоленск, в Астрахани оживали черты
любимого мною Кустодиева, волжские откосы Горького будили совсем другие ассоциации, иные чувства
вызывали Ярославль и Тутаев, Ленинград и Бухара... Чем больше я видел, тем отчетливее понимал, что дом - это не просто строение, он - след человека, его душа, его отголосок, памятник ему, наконец. С радостью я знакомился с новыми кварталами Парижа и Центром Помпиду на улице Бобур, судивительными по самобытности, устремленными в ХХI век и вместе с тем «голландскими» постройками Роттердама, восхищался аэропортом архитектора Сааринена и последним детищем Райта - музеем Гугенгейма в Нью-Иорке и еще многим. Я понял, что город не просто скопление домов, улиц, площадей, магистралей и парков, что он - тоже след человеческой деятельности, ее отражение, зеркало человека, след его души, отпеча ток его привязанностей, сим па тий и антипатий. Город, как и человек, должен запоминаться, и для того, чтобы он запоминался, он должен быть отмечен особыми приметами, быть единственным в своем роде, неповторимым. Чем больше он запоминается, чем он интереснее содержанием, тем щедрее делится с нами, обогащая и усложняя наш мир, приумножая сокровища нашей души. А разве не этими ценностями может быть понастоящему богат человек и не ими ли по большому счету он может поделиться с другими? У поэта Н. Заболоцкого есть прекрасные строки: "Природа смотрит как бы с неохотой на нас, неочарованных
людей". Они имеют прямое отношение к городу - природе рукотворной, нашему доброму собеседнику,
партнеру в диалоге. Города; как люди, стареют. Это грустный, но неизбежный процесс. Рождаются новые поколения, появляются новые потреб ности, и старые города должны к ним приспосаблива ться, что-то теряя при этом. Это тоже неизбежно - жизнь продолжается. Есть в этом процессе и отрадное - в результате разумного приспособления города приобретают богатства, происходит приумножение ценностей, усложнение городской структуры. При разумном строительстве, усложняясь и преобразуясь, город сохраняет определенные общие признаки, приметы и самобытность, подобно тому, как поколения людей несут определенные родовые признаки. Непрерывная многовековая связь нашей духовной культуры таким образом длится. Рачительные культурные хозяева городов всегда стремятся к этому. Растут и преобразуются и наши отечественные города, однако в этом нормальном процессе в последние годы "вдруг"
обнаружилась ошеломляющая ненормальность новое стало возводиться ценой варварского уничтожения старого,
и взамен своеобычного стало во множестве вырастать безликое. Оно так разрослось, что уцелевшее старое
утонуло и затерялось в нем. "Черемушки" - символ безличия заполнили огромные городские пространства
нашей страны от Бреста до Петропавловска-Камчатского, от Мурманска до Ашхабада. В этом обезличенном пространстве
растет будущее поколение. Конечно же, болезнь наших городов возникла не вдруг. Она началась давно. Сначала исподволь, как борьба с пережитнами
прошлого, потом обернулась болезнью разрушительства как таковой. Когда она достигла таких размеров, что появилась
реальная угроза полного уничтожения многовековой культуры,- о ней заговорили. Нечто подобное произошло с природой.
Ее также истребляли давно и упорно. Однако лишь сейчас, когда велика реальная опасность превращения
земной поверхности в безжизненную пустыню, возникла одна из острейших проблем современности - экологическая.
На защиту природы встают миллионы людей. Множатся и ряды защитников городов. Е. КУМАНЬКОВ, народный хидожник РСФСР Лит.: Е. Куманьков, журнал "Юный художник" № 1 - 1989 в начало |