| ||||||
|
о второй половине XVIII века в Зимнем дворце рядом с тронным залом находилась так называемая «бриллиантовая» комната. Вместе с символами царской власти - короной, державой, скипетром - там хранилось множество предметов, служивших украшениями или подарками. Наиболее распространенным украшением в XVI -XVII веках были подвески. Мужчины и женщины носили их на специальной
цепи на груди. Иногда на старинных портретах мы видим персонажей, которые имеют несколько украшений одновременно.
Они различались по назначению: среди них были подвески-амулеты, талисманы, предохраняющие от дурного глаза и другие. Жемчуг использовался ювелирами с древнейших времен. В ХVI веке появляется так называемый барочный жемчуг, отличающийся
причудливой формой. Задачей художника было найти в его «неправильном» контуре идею будущего произведения. Кстати, многообразная деятельность Петра имела большое значение и для развития ювелирного ремесла. Путешествуя по Европе, совершая дипломатические поездки, император привозил множество подарков и в том числе ювелирных изделий. В России появляются статуэтки, исполненные в Саксонии в начале XVIII века, - разнообразные, забавные подчас, фигурки, сделанные из серебра, жемчуга, драгоценных камней. Перенеся столицу из Москвы в Петербург, Петр стремился создать город, равный европейским столицам. Сюда, на берега Невы, он направил из Москвы лучших умельцев, в том числе и ювелиров, пригласил иностранных мастеров. В 1714 году начал работать цех иностранных ювелиров, состоявший поначалу из пленных шведов. А в 1722 году по их примеру объединились русские мастера. Этим и объясняется возросшее количество и прекрасное качество ювелирных изделий XVIII века. Каждый мастер цеха, проходя период ученичества, обязан был сделать конкурсную работу. По ее итогам мастеру разрешалось работать самостоятельно, иметь подмастерьев и учеников, ставить клеймо на произведении. Придворный быт и особенности дворцового этикета требовали большего числа новых украшений. В XVIII столетии самым
распространенным предметом ювелирного искусства стали табакерки, как настольные, предназначенные для
украшения кабинетов вельмож, так и переносные - их подбирали к костюму и времени года. Более чем столетие сохранялась мода на нюхание табака, поэтому табакерки отразили на себе изменения традиций,
художественных стилей, требований заказчиков. Выполненные крупнейшими французскими ювелирами, великолепные рокайльные
коробочки из золота и перламутра работы Гуэра, табакерки Дюкролея и Огюста привлекают внимание орнаментами из золота
и эмалей. Памятники, изготовленные дрезденским мастером И. Х. Нейбером, получили название «кабинет камней». В этих
изделиях декор прост, он сводится к мозаике, состоящей из полудрагоценных минералов Саксонии, расположенных тонкими
пластинами по всей поверхности. Каждый участок мозаики имеет номер, выгравированный рядом, на золотом ободе.
Внутрь табакерки вложена книжка, содержащая расшифровку и описание камня. Множество изделий, исполненных как русскими, таки иностранными ювелирами, связано с историей России. Среди них
простые по форме табакерки, принадлежавшие Петру I: деревянная в форме галеры, золотая с вмонтированной в крышку
черепаховой пластиной с видом Петербурга, кварцевая с вензелями. Творчество Ж.-.П. Адора, швейцарца по происхождению, проработавшего в России около 20 лет, тесно связано
с историей русского двора. Другой мастер- И. Г. Шарф тяготел к простым формам вроде круга или овала. Его изделия изысканны по цвету и отличаются
любовью к мелким камням. Пожалуй, единственным, что не уступало в популярности табакеркам, были часы. Часовой механизм изобретен в XVII веке, и первые часы имели одну стрелку и, соответственно, точность хода в пределах получаса. Постепенно они становятся более точными. Их декор, а они принадлежа лишь знати, великолепен: драгоценные камни, разнообраз н футляры и цепь-шатлен, прикрелявшаяся к поясу. Они также подбирались к костюму; иногда носили несколько часов одновременно. Обзор коллекции драгоценностей будет неполным, если хоть в нескольких словах не остановиться на собрании перстней,
браслетов, а также великолепных букетах, составленных из драгоценных камней, предназначавшихся для ношения на плече
или поясе. В 1911 году открыли новый зал драгоценностей, одним из экспонатов которого стал - золотой туалетный прибор,
исполненный в 1730-х годах в Аугсбурге в мастерской Биллеров. Он состоит из 47 предметов, сделан для императрицы
Анны Иоанновны, а затем хранился в кладовых Зимнего дворца и служил для Qдевания к венцу невест царского дома. О. КОСТЮК. Лит.: О. Костюк журнал "Юный художник" № 1 - 1990 в начало |