Рассказ об одной картине.





увеличить

П.Сезанн.
Пьеро и Арлекин. (Масленица).
102 х 81, 1888.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Близкие к В.Серову люди свидетельствовали, что, увидев в 1904 году сезанновское полотно «Пьеро И Арлекин», он был краток: «Деревянные болваны!» Прошли годы. Не раз выдающийся мастер захаживал к собирателю С. И. Щукину, смотрел его собрание новой западной живописи. И всегда Сезанна. Встанет, прищурится и долго разглядывает. С присущей ему искренностью признался однажды, что картина не выходит у него из головы.

...Конец 1880-х годов - время, когда семья Сезаннов благодаря наследству обретает материальную независимость. Художник путешествует, в Париже снимает квартиру в доме, расположенном на острове Сен-Луи на Сене. Сезанн поселился в том самом месте, которое описал друг его детства, писатель Э. Золя, в вышедшем двумя годами ранее романе «Творчество». Главный герой, художник Клод Лантье, многими чертами напоминал Сезанна. Как и тот, не добился признания у публики, был неудовлетворен своими работами.

В конце концов Лантье покончил с собой. Этот сюжет с трагической развязкой многие художники расценили как неверие писателя в новое искусство. Но особенно глубоко был оскорблен Сезанн. Золя наделил Лантье некоторыми его жестами, привычками и ... привел к такому печальному концу! Быть может, живший в безвестности в южном городке живописец приехал в Париж спустя годы для того, чтобы продемонстрировать непокорность судьбе непризнанного одиночки.

Здесь были друзья, которые продолжали ценить картины и верить в талант их создателя. Один из них, папаша Ганги, держал лавочку, где торговал художественными принадлежностями. Другой -В. Шоке, человек скромного достатка, но страстный коллекционер. По дешевке он покупал полотна импрессионистов в ту пору, когда на выставках публика лишь потешалась над ними. В конце 1880-х годов, внезапно получив наследство, разбогател, купил особняк и задумал украсить его живописью. С этим заказом он обратился к Сезанну. Однако тот, сделав пару эскизов, охладел к работе. Шоке досталась лишь одна картина - "Пьеро И Арлекин"...

Оба персонажа произведения: слуги-шуты в итальянской комедии дель арте, любимые герои пьес и пантомим во Франции. Их маски надевали на карнавалах. В России пользовался успехом их дальний родственник, персонаж кукольного театра Петрушка.
Картина имеет еще одно название -«Марди гра», что по-французски означает «Масленица».
Многолюдный масленичный карнавал весной заполнял парижские улицы и бульвары. Однако картина Сезанна вовсе не показывает момент уличного гулянья. И хотя в облике Арлекина он изобразил своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал сын знакомого, картина не похожа и на домашний маскарад.

Внешность героев картины строго соответствует их традиционному облику. Пьеро, как его описывает старый русский словарь, "продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка. Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры". Пудры на юном лице Пьеро у Сезанна не видно, но оно написано такими густыми белилами, которые можно принять за мел или пудру. Поза Пьеро неловка - натурщик, который позировал Сезанну долгими часами, однажды упал в обморок, не вынеся долгого и напряженного стояния.

Арлекин -"умный дурак" итальянской комедии. Его отличают живость, подвижность. Он носит трико, сшитое из треугольных кусочков красного, синего, желтого, зеленого и белого цвета - в этой шутовской одежде сохранилось воспоминание о мимах Древнего Рима, костюм которых шился из лоскутков.
Сезанновский Арлекин одет в трико из красно-черных ромбов, ритм которых подчеркивает острый силуэт фигуры. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов. Сохранилось несколько полотен Сезанна, датированных 1888-1890 годами и изображающих одного Арлекина.

Живописная поверхность картины плотна, тяжела, весома, словно смальта, демонстрирует различные способы работы кистью. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбов добавлен синий, кажется переливающимся, сверкающим. Однако в отличие от старых мастеров, стремившихся передать фактуру ткани, меха, кружев, автор думает прежде всего о декоративном начале, а не о мире вещей. Так же, как немыслимо представить, что яблоко Сезанна можно надкусить, так не тянет пощупать, из чего сделаны костюмы героев.

Итак, кого же они представляют? Может быть, в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна, и художник хотел этим ответить автору «Творчества»?
Или, как полагают, здесь воплотилась вера живописца в то, что шестнадцатилетний сын, отличавшийся жизнерадостным характером, воспримет в отличие от отца открывающуюся перед ним жизнь как праздник? Так или иначе мастер создал замечательное произведение. Пьеро и Арлекин -это образы людей искусства вообще, тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок и линий.

...Картина предстала перед публикой в 1899 году, когда после смерти Шокe распродавалось его собрание. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна ее увидели молодые живописцы, для которых старый художник стал путеводной звездой. Запала им в душу и тема. Эхом она откликнется в живописи А. Дерена; полюбится П. Пикассо - словом, войдет в искусство ХХ века.


К. БОГЕМСКАЯ


Лит.: К. Богемская,    журнал "Юный художник" № 1 - 1989

Хостинг от uCoz