П. Сезанн.
Автопортрет. карандаш, 1880-е годы.

П. Сезанн.
Равнина у горы св. Виктории.
масло, 58х72, 1882-1885.


П. Сезанн.
Пейзаж в Эксе.
масло, 60х73. 1905.




П. Сезанн.
На тюрморт с гипсовой статуэткой.
масло, 69,5х57. 1895.


П. Сезанн.
Натюрморт с вишнями и драпировкой.
Масло. 1888-1890-е годы.
 
 
 
 

В ГОСТЯХ У ПОЛЯ СЕЗАНА

мастера мирового искусства.



Существуют живописцы, живущие сиюминутными темами, успехом. А есть художники - их единицы, которые работают на будущее. Жизнь, творчество приносится ими в жертву потомкам.
Таков французский мастер Поль Сеpанн. В 1906 году, перед кончиной, его, почти семидесятилетнего человека, продолжали безжалостно третировать, оценивая как «второстепенного импрессиониста». Немногие ощущали подлинный масштаб этого мудреца. Но вот проходит год, два. Один из корифеев искусства ХХ века Пикассо использовал находки Сезанна - сведение природного многообразия к геометрическим формам. Так родился кубизм.
В России молодые мастера Петр Кончаловский, Илья Машков и их друзья - взяли из сезанновского наследия другое: ощущение формы как вещи, которой присущ вес, объем, наконец, вкус. Картина не писалась, а «делалась» ими. Появилось задорное объединение «Бубновый валет», подарившее отечественному искусству плеяду отличных живописцев.
В 1920-х годах знаменитый, архитектор Ле Корбюзье увидел в полотнах Сезанна своеобразную философию красоты и положил это в основу функциональной архитектуры ...

Живопись Сезанна не проста для понимания. Кому-то она покажется скучноватой. Почти ни одного запоминающегося сюжета, острой, драматичной темы. Все те же вазы с фруктами, изображение гор и сельских домиков, купальщиков и купальщиц. Иногда портреты. Но есть нечто, что заставляет нас, как и современников,останавливаться перед его картинами. Это мощное стремление (с помощью тончайшего ощущения) добраться до структуры материального мира, понять, как стыкуются формы, почти пуссеновская величавость и спокойствие. Недаром Пуссен - один из кумиров Сезанна. Он не дробил форму на элементы, как импрессионисты, а, напротив, связывал все в неразрывное пластическое единство. Синтез, цельность - вот что открыло ему путь в искусство ХХ столетия.

Э кс-а н-Прованс ... Здесь, под сенью небольшого французского городка, находится «Ателье Поля Сезанна».
Маршрут, разработанный для туристов, не предусматривает посещения сезанновской мастерской. Но нам такая постановка дела кажется немыслимой. Мы непременно должны побывать - там.

Сезанн... С колько неожиданного, волнующего и неодолимо влекущего заключается в этом имени для нас, когда-то молодых студентов Вхутемаса! Музеи нового, западного искусства (бывш. Щукина и Морозова) интересовали в первую очередь представленныи в них произведениями Поля Сезанна, а затем уже Ван Гога, Матисса и других художников. Об этом В. Маяковский в одном и з своих стихотворений писал:

Бывало,
       сезон
            наш бог - Ван Гог,
Другой сезон -
               Сезанн ...

Мы знали, что замечательный русский художник Валентин Серов, сначала отрицательно отнесшийся к живописи Сезанна, потом признавался, что ему покоя не дают сезанновские «Пьеро И Арлекин», которые прежде казались емe деревянными куклами.

Бывают художники, композиторы и поэты, произведения которых не сразу доходят до слушателя и зрителя. В таких случаях от зрителя требуется внимательное изучение, основательное проникновение в произведение. Только тогда он сможет испытать то волнение и ощутить те переживания, какие вложил в свое творчество автор. Такого же внимания требуют к себе и картины Поля Сезанна. Его искусство, будучи глубоко воспринятым, остается в памяти навсегда.

Автобус везет нашу группу в пригород Экса, где находится мастерская Сезанна. Интересно побывать в доме, где создавались известные всему миру произведения, знакомые зрителю по музеям и репродукциям. Останавливаемся у небольших ворот. Яркое солнце освещает надпись: «Ателье Поля Сезанна». Справа на каменной стене - ручка звонка, и на камне высечено: «улица Сезанна».

Входим во двор. Нас встречают песчаная дорожка, густая зелень деревьев и двухэтажный каменный дом золотистого цвета с красными ставнями. Поднимаемся по лестнице. Вот и мастерская. Она обставлена теми вещами, которые окружали художника при жизни. Цвет стен серый, большие низкие окна с противоположных сторон. Сразу напротив двери - угол, в котором висят старенький плащ, пальто, соломенная шляпа и другие вещи. Видно, что они изрядно послужили художнику. И хотя они висят безмолвно, вид каждой из них красноречивее всяких слов. Одна только форма рукавов, смятых и округленных живыми руками Сезанна, создает впечатление, будто, художник только что снял свои вещи и повесил в угол.

Рядом на стене прибита полка с глиняными кувшинчиками и горшками деревенского изготовления. Старая золотистая глина хорошо смотрится на фоне серой стены, по соседству с темным пальто и соломенной шляпой - это настоящий «сезанновский» натюрморт!
Под этим натюрмортом - другой, разместившийся на деревянном столе, таком невероятно знакомом, и на нем - не менее знакомые темная бутылка и зеленая рюмка. Каким же праздником цвета становятся эти простые вещи на холсте у художника! Мы давно знаем и любим этот натюрморт. А вот небольшое скромное распятие, и под ним несколько посеревших черепов. Их тоже запечатлел художник. Гипсовая фигура мальчика. Рядом с ней висит репродукция рисунка, сделанного с этой скульптуры. И еще один натюрморт, совершенно неожиданный: мы видим лежащие на столе розовые луковицы, свежие овощи и фрукты. Оказывается, одна из родственниц Поля Сезанна не только хранит знаменитое «Ателье», но и старается поддерживать в нем ощущение той - эстетической среды, которая присутствовала при жизни художника ...

У окна длинная витрина. Под стеклом лежат записные книжки Сезанна и альбомчики с набросками. Все это - переплетенные фотокопии оригиналов. Здесь же - карандаши, перо ... Вот старый мольберт, рядом другой. Тут же складной стульчик, неизменный спутник - художника на этюдах. Бутылки из-под масел и растворителей, этюдник, подрамники, стул с плетеным соломенным сиденьем. На его спинке висит походная трость с острым железным наконечником и кривой ручкой, отполированной прикосновениями рук Сезанна. Старая палитра с засохшими красками, истертые кисти. Каждый, даже самый незначительный предмет этой мастерской, побывавший некогда в руках живописца, является свидетельством его былого присутствия. Ведь давно уже известно, что те дома-музеи, в которых утрачен дух жилого помещения, совершенно не волнуют посетителей. Плохо, если предметы превращаются в экспонаты, которые «не живут», а демонстрируются. Куски полотен, разрезанных самим художником, бережно хранящиеся в его мастерской, производят куда большее впечатление, чем могла бы это сделать склеенная, отреставрированная и почти новенькая картина. Подходим к окну. Перед нами подлинно «сезанновский» пейзаж с голубыми домами, черепичными крышами и уже знакомыми, столько раз написанными им соснами.... Покидая «Ателье Поля Сезанна», решили заглянуть на знаменитую гору Виктория, не раз изображавшуюся художником. Поднявшись вверх по лестнице и миновав постройки, сооруженные уже после смерти Сезанна, мы увидели знакомый силуэт горы голубовато-золотистого цвета. Смотрим на близлежащие поля, на небольшие редкие дома с черепицей, на деревья, кусты, на небо с серебристыми облаками и голубыми прорывами и понимаем, как великолепно раскрыл Сезанн красоту и величие этого ставшего нам близким пейзажа. Времени почти уже не оставалось, к тому же откуда-то внезапно надвинулся дождь, и все же многие бросились рисовать силуэт горы Виктория, как будто к этому побуждало чувство какойто внутренней необходимости, и все, кому удалось сделать хоть маленький набросок, шли к автобусу со счастливыми лицами. Через несколько часов предстоял отъезд в Марсель, а оттуда в Париж. И когда в парижском Музее импрессионистов поднялись на второй этаж и подошли к картинам Поля Сезанна, то вдруг почувствовали, что и он сам, и его искусство стали eщe более дорогими. Часто потом мы вспоминали посещение в Эксе гостеприимной мастерской этого замечательното художника.

Н. А. СОКОЛОВ, народный художник СССР


СЕЗАНН ОБ ИСКУССТВЕ

Художник обладает двумя везщами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу. Нужно содействовать их обоюдному развитию ...

В своем искусстве надо быть и хорошим ремесленником... Качество твоей живописи определяет, художник ты или нет.

Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощуением.

Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь-рисуешь и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок.

Колористический эффект - главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.

Художник должен всецело посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы наставлением. Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее перед природой. Но надо до какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения. Проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее.

В наше время уже нет настоящих художников. Моне дал новое видение, Ренуар создал тип парижанки, Писсарро приблизился к природе. Все же последующие не заслуживают внимания, это просто шарлатаны, которые ничего не чувствуют и занимаются жонглерством. Настоящие картины были созданы Делакруа, Курбе, Мане.

Э. Бернар. «Поль Сезанн», 1904


Лит.:   журнал "Юный художник" № 11 - 1987

 
Хостинг от uCoz