А. Кибальников.
Памятник А. Н. Радищеву в Саратове.
Гранит. 1974.


Б. Кустодиев
На ярмарке.
темпера. 1910. 102х71.


М. Нестеров.
За приворотным зельем.
Масло. 1888. 125x142.


B. Репин
Портрет А.П. Боголюбова.
Масло. 1881. 66х54.


А. Матвеев.
Девушка, укладывающая волосы.
Тонир. гипс. 1913.
Высота 24 см.


Н. Богданов-Бельский
Ученицы.
масло. 1915. 167х138.


В. Суриков
Портрет П.И. Щербатовой
масло. 1910. 97х71,5.


Б. Давыдов
Россия. 1918 год.
масло. 1975. 195х160.

Саратовский Художественный музей им. А.Н. Радищева.





Саратов... Он похож на другие современные поволжские города четкостью планировки, многоэтажными домами, красавицей набережной, раскинувшейся вдоль правого берега Волги. А вот уже свое - поэзия тихих улиц старого города , уютные, непохожие друг на друга двухэтажные дома. Они постепенно уходят в прошлое, и какой-нибудь давний знакомец с остатками великолепного лепного фасада или декором над окнами в стиле модерн может в один прекрасный день исчезнуть. Они многое помнят - эти дома.

Под гулкие своды старинного здания, бывшей духовной семинарии, входил когда-то мальчик Чернышевский. А вот за этим окошком с цветком на подоконнике, в комнате, где живут сейчас обычные люди, часто бывал Т.Г. Шевченко. В Саратове жили и работали писатель К. А. Федин, великий советский генетик академик Н. И. Вавилов.

Здесь так легко представить, как бежали впереди всех мальчишки, торопясь навстречу ватагам Степана Разина, и как затаилась тревога за ставнями окон, когда, пробыв три дня, ушел отсюда Пугачев, а за ним и многие горожане, и царские войска учинили в городе жестокую расправу. А нить памяти уводит еще дальше, в драматическое «лето 7098» согласно церковному календарю. Приехали тогда на пустынное место «князь Григорий Осипович Засекин да Федор Михайлович Туров на заклад города Саратова ставити...».
Много воды утекло за четыре столетия, vного случилось событий, память о которых сконцентрирована в архивах и музейных экспозициях.

...На старой фотографии толпа людей. На заднем плане - призеvистые домишки тогдашнего гостиного двора, лавки, лабазы, вывески, а рядом взлетело вверх белым лепным фасадом изящное двухэтажное здание. 1885 год, открытие общедоступного Радищевского музея. И вот 1985 год. Саратовскому государственному художественному музею имени А. Н. Радищева исполнилось сто лет.

Откроем массивную дверь и поднимемся по литой чугунной лестнице. Строго смотрит со старинного фамильного портрета А. Н. Радищев. С этим именем много связано в Саратове. Выпускник Пажеского корпуса, он изучал юриспруденцию в Лейпцигском университете. Презрев блестящую карьеру, в 1790 году напечатал мятежную к нигу - «Путешествие из Петербрга в Москву».
Потом - взятие по стражу, заключение в Петропавловскую крепость, смертный приговор и вместо него, по высочайшему повелению, долгий путь в Сибирь, в Илим, к месту десятилетней ссылки.

Почти сто лет спустя его внук художник А. Боголюбов основал в Саратове музей памяти своего великого деда. Он сын П. Г. Боголюбова, ветерана войны 1812 года, и Ф. А. Радищевой. Судьба была к Боголюбову благосклонна. Блистательный морской офицер и талантливый пейзажист, пенсионер Академии художеств, он объездил весь мир и встречался с интереснейшими людьми своего времени. Близко знал И.С. Тургенева и П. Виардо, в Риме посещал Александра Иванова, многое почерпнул у пейзажистов-барбизонцев и художников дюссельдорфской школы. Приближен к царскому двору, давал уроки живописи наследнику престола. Но было в этом баловне судьбы еще что-то, скрытое от глаз его высокородных покровиnелей. В его жилах текла кровь великого просветителя. В далеких заграничных поездках вспоминалась родная Волга, Астрахань - «русская Венеция», курган Стеньки Разина, бурлаки. И та же любовь к родине, что привела его деда в многолетнюю ссылку, побудила потом внука положить столько сил на создание общедоступного художественного музея.

«Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует основывать во всех больших городах,писал А. Боголюбов В.В. Стасову,- Пока их не будет, не будет и настоящего искусства».
В 1877 году он подал лрошение на имя городского головы. Все коллекции, собранные за годы многолетних странствий, капитал свыше 100 тысяч рублей он хотел передать Саратову. Даже у людей широких взглядов затея художника вызвала недоумение: барская прихоть, на свой каприз истратить такие деньги. И в то время, когда в губернии недород за недородом, не хватает школ, больниц, библиотек. Удивлялись купцы, деловые люди.

Искусство не очень интересовало саратовских обывателей. Ни 3-я передвижная художественная выставка 1874 года, ни 7-я 1879 года не всколыхнула размеренной жизни богатого волжского города. Местная газета «Саратовский листок » сокрушалась по поводу того, что «число посетителей ограничится числом 40 человек в день» ...

Узнав о хлопотах художника, девятнадцать гласных городской думы заявили, что лишние постройки на площади создадут гостиному двору опасность в пожарном отношении. «Вице-губернатор и 50 каких-то ярыг находили, что музей будет мешать городу в гигиеническом отношении » , - жаловался А . Боголюбов в письме И. Крамскому. «Дайте мне только крышу и стены,- настаивал он в другом письме городском у голове,- и я употреблю все силы для совмещения в этих стенах всевозожных редкостей науки и искусства».
Прошения, заявления, уведомения ... Тут впору истощиться самому долгому терпению.
Боголюбов пригрозил передать коллекции какому-нибудь другому городу. Угроза подействовала, и, на конец, после долгих мытарств в мае 1882 года заложено здание музея. 29 июня 1885 года он был торжественно открыт.
Боголюбов подарил Саратову 219 произведений живописи, более 250 рисунков, акварелей и скульптур . В основном это произведения современников: И. Репина, И. Крамского, И. Шишкина, В. Поленова, а кроме того А. Иванова и К. Брюллова; работы мастеров дюссельдорфской школы - братьев Ахенбах, Кнауса и художников-барбизонцев Ж. Добиньи, К. Тройона, Н. Диаз де ла Пенья, А. Монтичелли.
Часть экспонатов передали Эрмитаж и Академия художеств. Примеру художника-патриота последовали живописцы и собиратели П. Третьяков, А. Харламов, А.Звенигородский, Ф. Бронников, внесшие свою, и немалую, лепту.

Портреты мастеров XVIII столетия нельзя назвать «старожилами»: они поступили в коллекцию в послереволюционные годы. Но вещи эти кисти Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В . Боровиковского - украшение музея. Портрет помещицы Губаревой исполнен в лучших традициях Левицкого, кудесника живописи. Нарочитая пестрота колорита, упругая выкованность формы, гладкое, словно эмалевое, письмо - все здесь полнокровно. От полотна трудно отойти, магия живописного мастерства не отпускает, препятствует усвоению новых художественных впечатлений.
Хорошо представлены работы русских художников -романтиков: О. Кипренского , С. Щедрина, К. Брюллова. Артистичные брюлловские холсты украсят любую экспозицию: Радищевский музей располагает несколькими. Интересно дан В. Тропинин. Два этюда Александра Иванова - скромная, казалось бы, часть музейной коллекции, но саратовцы дорожат, гордятся ими.

...Почти на каждой передвижной выставке 1880-х годов выставлял портреты И. Репин, и они сразу же становились предметом споров и обсуждений. Замечательные портреты дочери Н. Репиной и А. Боголюбова его кисти хранятся в Радищевском музее. Все в последнем произведении подчинено выявлению внутреннего мира модели. Не останавливаясь на деталях, скупыми пластическими средствами художник создает образ человека сильной воли, большой энергии. Используя контрасты светотени, подчеркивая энергичной лепкой гордый профиль, давая голову светлым пятном на темном фоне, он как бы концентрирует всю значительность, благородство облика Боголюбова.

Широко представлено в музее творчество других членов Товаpищecтвa передвижников И. Крамского, В. Маковского, В. Васнецова, М. Нестерова, Н. Богданова-Бельского. Кстати, Нестеров был недоволен тем, что его картина «За приворотным зельем» попала в Саратов. Художник выставил ее на конкурсной выставке Общества поощрения художеств, надеясь, что работа получит первый приз и попадет к П.М. Третьякову. Тревожно затаившийся лес, диковатый старик на пороге почти вросшей в землю избушки, смиренно склонившаяся девушка - от картины веет чем-то сказочным. Тема одинокой женской души всегда волновала Нестерова. Но в сочетании с ярко выраженными фольклорными мотивами тот же мотив приобрел особое, нестеровское, глубоко поэтичное звучание.

О красоте родной земли, непреходящем ее значении для русского человека говорят пейзажи А. Саврасова, и. Шишкина, Ф. Васильева, И. Левитана, А. Куинджи. Музей гордится, что владеет лучшей в стране коллекцией работ А. П. Боголюбова - сейчас там более двухсот картин и этюдов, почти тысяча графических листов. Картины посвящены морским батальным сценам. На этюдах российские равнины, виды Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. В них обаяние непосредственного восприятия природы.

Суриковекий портрет княгини П. И. Щербатовой - жемчужина собрания. Сочный самоцветный колорит, гордая стать женщины возвращают нас к его знаменитым историческим полотнам 1880-х годов. И на закате дней, в 1910 году, мастер не мог, да и не хотел отойти от дела жизни - воплощения в живописи национального характера.

В музейной экспозиции мы увидим картины В. Серова, К. Коровина, А. Архипова, К. Юона, С. Жуковского, С. Виноградова - художников, принимавших участие в выставках «Союза русских художников», и «мирискусников» - А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, Е. Лансере, Н. Рериха, Б. Кустодиева.
Саратов повлиял на сложение творческого облика такого мастера, как В. Борисов-Мусатов. В 1895 году он покидает родной город и уезжает в Париж, где поступает в мастерскую Ф. Кормона. Париж того времени - это калейдоскоп самых разных художественных течений. Впечатления захлестнули Мусатова, но и помогли четче выявить собственную творческую позицию.
Его картина «Осенний мотив», хранящаяся в Саратовском музее, выполнена в манере фрески. Девушка в светлом платье задумчиво играет розой, лежащей на коленях; перед нею кавалер в кафтане. Настроение печали, чего-то зыбкого, преходящего создается и самим названием картины, и гармонией нежных красок, и поэтичностью. Несомненно, что Мусатов сильно повлиял на тогдашних молодых живописцев-саратовцев. В летние месяцы он, приезжая в Саратов, часто работал вместе с волжанами П. Кузнецовым и П. Уткиным. Работы этих художников и их земляков - А. Савинова, К. Петрова-Водкина, скульптора А. Матвеева - интереснейшая часть коллекции.

Кстати, в 1897 году открылось рисовальное училище, любовно именовавшееся его учениками «Боголюбовкой». Оно помещалось непосредственно в здании музея так было задумано его создателем. И. Э. Грабарь писал: «Опыт показал, что там, где есть хороший местный музей, как-то незаметно вокруг него складывается свой художественный кружок, выдвигающий иногда художников первоклассного всероссийского значения.

Непрерывно пополняется экспозиция советского отдела. Это, пожалуй, наиболее динамичная часть собрания. Здесь работы П. Кончаловского, А. Лентулова, И. Машкова, их более молодого товарища В. Рождественского. Органично отразили социалистическую новь такие зрелые мастера, как С. Малютин, А. Шевченко, Н. Чернышев, А. Кравченко.

А вот уже полотна современников. Притягивает взгляд холст Б. Давыдова «Россия. 1918 год». Минута прощания, надрывный плач женщины-работницы, провожающей суженого на защиту революционных завоеваний. Суровые, холодные краски. Лес штыков. Хочется раздвинуть плечом плотную, дышащую махоркой толпу, услышать зычную команду ротного, ощутить силу убежденности этих людей.

Саратовский художественный музей, художественное училище имена Радищева, Боголюбова. Как удивительно сплелись на волжской земле корни богатейших культурных традиций! И это залог того, что музейная, популяризаторская работа всегда найдет здесь благодатную почву. Радищевский музей, несмотря на столетний юбилей, молод, полон сил и планов.


О. Масленникова


Лит.: О. Масленникова,   журнал "Юный художник" № 11 - 1987

 
Хостинг от uCoz