А. Дейнека.  Окраина Рима.
Карандаш, 1935.


К. Рудаков.  Певица.
Из серии «Нэп».
Монотипия. 1932.



г. Цилле.
Рисунок, перо, около 1915.


Т. Маврина.
Рисунок пером, 1939.


Леонардо Да Винчи.
Подготовительный рисунок к фреске
"Битва при Ангиари".
Сангина, 1503-1504.


А. Броувер.  Набросок.
Карандаш, около 1632.


В. Попков.
Рисунок к картине
«Хороший человек была бабка Анисья»,
Карандаш. 1970-1974.


В. Серов.
Эскиз к композиции
"Проводы новобранца".
карандаш, 1906.


К. Петров-Водкин.
Подготовительный рисунок к картине
«Купание красного коня».
Карандаш, 1912.

Рисование по памяти всвязи с композиционным замыслом.


уроки изобразительного искусства.



Сегодня наш рассказ о зарисовках в связи с композиционным замыслом.

Необходимое, важное и интересное ожидает художника на каждом шагу. Далеко не всегда обстоятельства позволяют ему выполнить натурные работы, связанные с предстоящей композицией. Многие явления жизни быстротечны, разве успеешь их запечатлеть. В таких случаях неоценима способность запоминать виденное, чтобы потом отразить в самых разнообразных формах. Замысел порою рождается воспоминанием.
По памяти можно определить зерно художественного мотива. Промелькнувший типаж, эффект освещения, силуэт, группировка, которую не придумать, сидя в мастерской, интересная деталь, иная неожиданная находка - все это может значительно обогатить первоначальный замысел.

Итак, два момента характеризуют рисование по памяти, связанное с работой над композиционным эскизом.

Часто первые мысли о будущей картине навеяны тем или иным жизненным впечатлением, но оно требует обогащения уже сложившегося образа дополнительными наблюдениями.

Как в процессе эскизирования, так и при ведении основной работы обращение к художественной памяти помогает держать в поле зрения отобранное, главное.

Крайне желательно фиксировать, не откладывая, все, что может углубить композиционную идею. Эти художественные заметки, в дальнейшем выверенные и уточненные, придают произведению неповторимые, ничем не восполнимые оттенки.
Наброскам с натуры и по памяти следует посвящатъ немалую часть времени.

Имея при себе блокнот, постоянно вносите в него, в зависимости от обстоятельств, то лаконичные, то более детальные зарисовки, которые понадобятся для работы над эскизом.

Замысел выражается не только в сложных построениях с развернутым многофигурным сюжетом, но и в кажущихся с первого взгляда доступных, простых мотивах, будь то натюрморт, пейзаж или даже рисунок одной фигуры.
Наброски и зарисовки помогают художнику зримо представить не только выразительную пластику, общий силуэт фигуры, но и ее монолитное звучание в масштабе листа, почувствовать необходимость каждого элемента в зависимости от другого.
Хочется напомнить, что замысел не существует вне пластического выражения. Можно сослаться на набросок А. Дейнеки «Окраина Рима» , лишенный всего случайного. Контрастно построенный по масштабам, ритмично решенный, уже в первоначальном виде он композиционен.

Монотипия замечательного ленинградского графика К. Рудакова «Певица» отмечена поразительным чувством характерных особенностей натуры. Пластика найденного образа красноречиво свидетельствует о времени. А это означает, что мастер сумел по своему подсмотреть, пластически остро выразить действительность.

Поэтическое восприятие жизни, а не бездумное ее воспроизведение - основа подлинного изобразительного искусства.

Продуктивность памяти заключается в умении быстро извлекать из запаса зрительных впечатлений, наблюдений именно те, которые необходимы в данный момент. Ошибочно стремиться сначала улучшить память вообще, а уже затем начинать работу. Готовность памяти формируется в процессе запоминания.

Хорошее знание того, что предстоит воплотить в композиции, не подлежит сомнению. Но вместе с тем набора одних фактов недостаточно. Детальное изучение натуры в этюдах и набросках не должно уподобляться пассивному сбору суммы разрозненных впечатлений.

Влияние наблюдений на композиционный замысел находится в зависимости от того, насколько прочно они отложились в памяти.
И если общепризнано, что путешествия - неплохая возможность для расширения кругозора и жизненного багажа, то из этого еще не следует, что стоит переоценивать значение беглых наблюдений. На бегу немного запомнишь, надо когда-то и остановиться! Сейчас не в моде фланерство в хорошем смысле этого слова (неспешная прогулка), это понятие предано забвению. Но для того, чтобы оставить в памяти более глубокий след, неторопливое рассматривание объекта безусловно, плодотворно.

Изучение жизни и сама жизнь тесно переплетены в сознани художника. Поэтому малоперспективны наброски, цель которых - набивание руки, упражнения ради упражнений. Всегда рисуя, надо ставить перед собой о нкр е т ные художественные заачи. Существует противоречие, о тверждающее бесплодность акого рода занятий, когда наброски не только не помогают ко позиционной работе, но, как ни странно, порой являются тормозом, сковывающим вообраежение.
Бывает так, что учащийся много и не без успеха трудится над различными видами рисунка и вместе с тем совершенно беспомощен в композиции. Причины этого следует искать в небрежном подходе к подготовительной работе, отсутствии внимания к выявлению пластики мотива, его образного осмысления.

Наивно также полагать, что удачный натурный набросок может механически перерасти в композицию. Только при наличии художественного воображения, яркого образного замысла набросок в зависимости от характера может быть использован в качестве материала или служить отправным толчком для композиции. И еще следует сказать о том, что любой из видов рисунка по памяти, связанных с нашим восприятием, переходит в общее понятие - образная память.

Обратите внимание на рисунок г. Цилле, замечательного наблюдателя, с удивительно острым, живым, теплым восприятием жизни, непрестанно обогащающего свою память новыми впечатлениями. Где бы он ни находился - на у лице, в трактире, в сутолоке площади, домах бедняков, на бульварах, он всегда делал наброски.
Ему не нужно было, чтобы модели сидели неподвижно, наоборот, чем больше движения, тем они жизненнее, интереснее. С большой любовью художник изображал детей.

Нередко эскизы, исполненные по наблюдению, становятся основой композиции, введением в атмосферу избранной темы. В этом отношении примечательны рисунки Т. Мавриной.
Работая с натуры или по памяти и впечатлению, она отражает мир в поэтически - причудливом ключе. Даже современный пейзажный мотив передает графической вязью, арабеском линий с чувством декоративности. В этом проявляется своеобразие художественного видения.

Попытку выразить настроение, найти типичное в окружающем можно заметить в помещенном здесь рисунке Мавриной. В подобных работах важно определить, почувствовать и метко охарактеризовать общее движение. Умение преодолевать трудности, возникающие при рисовании натуры в движении с непозирующей модели, закрепить в памяти различные виды движений, вплоть до изображения групп людей, служит неоценимым качеством в композиционной работе.

Рисунок A. Броувера, несмотря на беглость и лаконизм решения, исполнен удивительно цельно и выражает общий порыв всей танцующей группы.

Наряду с накоплением натурных этюдов, рисунков инабросков в процессе творчества нередко возникает необходимость в наблюдениях и рисунках по памяти, прямо отвечающих сюжету произведения.

Для того, чтобы выразить в композиции экспрессию душевного переживания, движение, изменчивое состояние природы, необходим сплав глубокого знания натуры, зоркой наблюдательности и художественного воображения.

Этим требованиям блестяще отвечает подготовительный рисунок Леонардо да Винчи к картону "Битва при Ангиари". Он взывает к человеческому, в нем сконцентрированы боль, муки, страдания от жестокостей войны.

Обращение художника к своей памяти заметно в наброске В. Серова к известной композиции «Проводы новобранца». Но даже тогда, когда сама натура предоставляет широкие возможности для прямого использования подготовительного материала, художник остается не пассивным копировщиком.

Бережно относясь к натурным наблюдениям, стараясь не упустить главный смысл, В. Попков в рисунке к картине "Хороший человек была бабка Анисья", захваченный образной идеей, проявляет проникновенное отношение к изображаемому.

Композиционная работа усиливает потребность к целенаправленному наблюдению, укрепляет чувство художественного отбора. Так уже в самом характере подготовительного рисунка К. Петрова-Водкина к картине "Купание красного коня" наряду с анатомической точностью заметна романтическая приподнятость, что позволяет нам глубже понять замысел картины.

Поэтому хотелось бы обратить внимание юных художников на огромное значение подготовительной работы: выполняйте эскизы, навеянные наблюдениями, развивайте способности художественного видения. Не забывайтеи каждодневные наброски по памяти.

В развитии композиционного мышления наряду с неиссякающим источником - умением подмеча ть в жизни зерно композиционного замысла - существуюти другие возможности. Речь идет о воспроизведении по памяти композиционных решений любимых мастеров. Кстати, такой прием может быть использован при изучении истории искусств. Освоение различных подходов к композиции, сохранение их в памяти помогут уяснить логику и законы построения произведения. Такая практика будет способствовать не только обогащению общей изобразительной культуры, но и окажется полезной начинающим в самостоятельной работе над композицией - основой основ художественного творчества.


О. Авсиян

Лит.: О. Авсиян,   журнал "Юный художник" № 11 - 1987

 
Хостинг от uCoz