Амфитеатр Флавиев (Колизей)
Рим. I век.

Рассказы об архитектуре.



ДРЕВНИЙ РИМ.
Союз ордера и арки.



Вот уже девятнадцать веков возвышается в центре Рима Колизей - прославленный амфитеатр Флавиев. Огромная овальная чаша с ареной посередине, вмещающая 56 тысяч зрителей, и сегодня поражает своими размерами. Мощная сорокапятиметровая стена, опоясывающая сооружение, четко делится на четыре яруса. Каждый имеет свой ордер : первый ярус -госканский, второй - ионический, третий - коринфский. Четвертый решен в виде высокой глухой стены - аттика с пилястрами коринфского ордера. Кроме размеров, Колизей примечателен совмещением ордерной системы с арочными проемами. Такого решения не встретишь в греческой архитектуре.

Почему? С начала необходимо уяснить разницу между этими античными государствами. Очень емко охарактеризовал их сущность один из крупнейших архитекторов рубежа ХIХ и ХХ веков А. Лоос: "Совершенно несущественно, что римляне не смогли изобрести новый архитектурный ордер, новый орнамент. Все это они взяли у греков, приспособив к своим целям. Греки были индивидуалистами. Каждое здание у них должно было имет ь свои собственные профили. свою собственную систему декора. Римляне же мыслили общими категориями. Греки с трудом могли у правлять своими городам и, римляне покорили всю землю. Греки растрачивали свою изобретательность на создание вариантов ордера, а римляне ее использовал и на планировку городов. Кто может решать проблемы крупных ансамблей, тот не думает о новых профилях".

"Все дороги ведут в Рим",гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной империи. Отсюда совершенно иные задачи архитектуры и масштабы строительства Выполнить их старым кустарным способом греков просто невозможно. Поэтому разрабатываются и получают широкое распространение принципиально новые конструкции из кирпича и бетона. Они позволяют перекрывать большие пролеты, значительно экономить время и ограничить использование высококвалифицированных мастеров, переложив основную тяжесть на плечи рабочих или совсем не обученных рабов.

Архитектура Древнего Рима сформировалась под воздействием греческого зодчества и местных этрусских традиций. Этрусская создала свой тип храма, покоящегося на подиуме с глубоким передним портиком. Здесь появляется новый ордер - тосканский (этрусский), происходящий от дорического. Его пропорции более тяжелы, на стволе колонны отсутствуют каннелюры, фриз гладкий. Греки стечением времени совершенствовали свои ордеры: оттачивали их пропорции и детали. Римляне же подвергли их регламентации. В трактате римского архитектора и инженера Витрувия (1 век до н.э.) суммированы основные теоретические принципы зодчества и строительные правила того времени. Ордер у Витрувия - средство художествeнной выразительности, подчиненное универсальной норме. Именно эта норма в трактате обозначена понятием «ордер», вошедшим в лексикон архитектуры последующих эпох. Пропорции ордеров связаны с их абсолютными размерами, введены поправки, компенсирующие оптические искажения. Такой ордер универсален и независим от зданий, в которых используется. Он становится символом рациональной упорядоченности, символом утверждения власти. Римские варианты коринфский и сложный (композиционный) - наиболее полно отвечают идее пышности, богатства, подавления. Эти "ордеры империи" достигают в постройках колоссальных размеров. Высота коринфской колонны, на пример, почти в двое превосходит такую же в Греции классического периода.


Тетрапил - триумфальное сооружение на перекрестке двух главных улиц города
Ламбезиса . II-III вв.

Римское зодчество соединило стоечно-балочную ордерную систему греков с мeстной этрусской сводчатой конструкцией из кирпича и бетона. Это породило совершенно особое явление - ордерную аркаду, получившую название "римской архитектурной ячейки". Здесь массивные опоры, соединенные аркой, сочетаются с приставленными полуколоннами, несущими проходящий выше антаблемент. Такое нововведение впервые появилось на фасаде Табулария в Риме - здания государственного архива (78 год до н.э.), архитектура которого образуется повторением одинаковых элементов (ячеек). В них испопьзовались греческие ордеры (дорический, ионический, коринфский), римские (тосканский и сложный), а также различные их комбинации.


Триумфальная арка Тита. 
Рим. 81.

Что строили римляне с использованием своей архитектурной ячейки? В первую очередь комплексы общественных зданий на парадных площадях - форумах, возводили термы (бани), рынки, казармы, склады, амфитеатры. Отдельно стоящая арочно-ордерная ячейка становится основой нового сооружения - триумфальной арки. Она получила в Риме и его провинциях большое распространение как памятник, прославляющий императоров, полководцев и связанные с их деятельностью знаменательные события.

Ордер использовался не только с аркой, но и отдельно для создания акцента на главном элементе здания. Характерный пример вершина римской архитектуры I века нашей эры Пантеон "Храм всех богов". Грандиозный круглый храм перекрыт сферической чашей купола диаметром 43,2 метра со световым проемом диаметром около 9 метров. Вход в виде мощного портика из 16 колонн коринфского ордера с тяжелым фронтоном как бы приставлен к основному объему, эффектно контрастируя с глухой стеной. Ордерная система портика и интерьера - лишь украшение здания, органически не связанное с его конструкцией. Размер купола самый большой в римской архитектуре. Рекорд Пантеона в величине перекрытия пространства оставался непревзойденным до середины прошлого века.


Пантеон. Интерьер.
Архитектор Аполлодор Дамасский.
Рим. 115-125.

Иногда арочное решение было без ордера. К таким постройкам относятся инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и мосты, сложенные из камня. Акведуки подводили воду на расстояния в несколько десятков километров. Там, где они пересекались с руслами рек или оврагами, возникали великолепные ажурные аркады в несколько ярусов. Некоторые из них сохранились до наших дней.


Римский акведук. 
"ГардскиЙ мост" на территории современной Франции.
Конец I в ека до н.э.

В римской архитектуре произошло освобождение ордера от жесткой связи с конструкцией здания, что дало возможность умело решать инженерно-строительные и художественные задачи. Гибкость и универсальность римской ячейки позволили создать на ее основе новые стилевые системы. Вот почему в течение последующих столетий зодчие Возрождения, барокко, классицизма подражали именно римской архитектуре.

Г . Искржицкий,
кандидат архитектуры



Лит.:   Г . Искржицкий,   кандидат архитектуры
журнал "Юный художник" № 11 - 1987
Хостинг от uCoz