Мастера Зарубежного искусства.



Джозеф Райт из Дерби.   "Кузница".
Рассказы о шедеврах.



Эта необычная картина находится в Эрмитаже с конца 1774-ого - начала 1775 года, когда она была приобретена для коллекции Екатерины II. Мало кто знает, что именно "Кузница" Райта, как и две другие его работы, положила начало Эрмитажной коллекции английской живописной школы.

Джозеф Райт. Кузница. масло. 1773. 
 I05х140
Джозеф Райт из Дерби.
Кузница. масло. 1773. I05 х 140 см.

Время ясно обрисовало значение наследия Джозефа Райта, подтвердив справедливость включения его «Кузницы» в собрание Эрмитажа - выбор, предвосхитивший будущую славу художника.
Пророческими оказались слова биографа Веджвуда о Райте:
"Он бы умер с голоду, занимаясь живописью, если бы русская императрица не проявила достаточно вкуса и ума и не купила бы теперь те самые картины, которые мы, может быть, захотим приобрести в будущем столетии за цену, втрое большую той, которую она за них заплатила".

"Кузница" написана Райтом в 1773 году. Сюжет внешне прост: работа в маленькой деревенской кузнице поздним вечером или ночью. Но ее живописная идея отражает сложность художественной эпохи и своеобразие творчества автора. Конец XVIII века для Англии - время рождения романтизма с бунтарской тягой к идеалу и одновременно горестным осознанием несовместимости с окружающей действительностью и поэтому бегством в природу, которая представлялась спасением от всех бед. Природа понималась широко: и как пейзаж, доступный взгляду, и как цепь законов мироздания, и как источник и объект научного познания мира.

Некоторые из ро мантических идей, связанных с личными впечатлениями и интересами, Райт пленительно реализует в своих произведениях. Жизнь художника прошла в небольшом городе Дерби (центральная Англия). Во второй половине XVIII века Дерби и расположенные неподалеку Личфилд и Бирмингем - сердце промышленной революции, на ступившей в Англии ранее других стран, к рупнейшие центры научной и инженерной мысли. Характерен дружеский круг живописца: Джеймс Уатт, усовершенствовавший паровой двигатель, Джозайя Веджвуд, создатель передового для своего времени керамического промышленного производства, и целый ряд других ученых, философов, стоявших у колыбели новой эпохи в науке и искусстве.

Многие картины Райта, поражавшие современников непривычной тематикой, рождены интересом живописца к научным исследованиям природных явлений, что было частью его романтического мироощущения. В них царит дух поклонения знанию, воспринимающемуся как таинство. Живописный эффект искусственного освещения определяет образную силу этих композиций. Он строится на контрасте мягко освещенных лиц персонажей и окружающей их таинственной полутьмы, создающей эмоциональное звучание картин. Недаром неподражаемый талант живописца в передаче эффектов освещения составил славу Райта у современников, да и сейчас его называют "художником света".

В эрмитажной "Кузнице" также выразилась романтическая основа искусства Райта из Дерби. Однако художником движет более сложная новаторская идея, чем открыто пантеистическое выражение интереса к науке о мироздании.

Автор "Кузницы" стремится увидеть необычное в обыденном сюжете, наделить рядовое событие исключительностью, связать его образными нитями с жизнью вселенной. Типичное для романтиков мироощущение, ярко сформулированное английской романтической поэзией:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка -,

писал Уильям Блейк, английский поэт и художник, один из основателей романтизма.
«Я не в себе живу: я лишь частица того, что вокруг меня» ,-скажет чуть по зднее Байрон.

Полотно отражает взгляды художника на мир как единство противоположных начал. Борьба света и тени для Райта имеет в "Кузнице" особый смысл. Два мира сосуществуют параллельно: мир людей, завороженных огнем, согревающим их, и поглотивший хрупкую группу необъятный мир природы, окутанный таинственным ночным молчанием, пронизанный холодным, без участным мерцанием луны.

Есть еще одна важная отличи тельная черта романтизма в произведении Райта. Живописец, прекрасно знавший сложнейшие производственные процессы на фабриках Дерби и керамических предприятиях Веджвуда, поэтизирует старинный ремесленный труд - это своего рода романтическое бегство нервной и тонко восприимчивой натуры Райта от реалий промышленной эпохи. Поэтому "Кузницу" можно считать этапным произведением английского искуства XVIII века, импульсом более поздних художественных поисков прерафаэлитов.

Тема кузницы и связанные с ней ассоциации в духе романтической философи и чрезвычайно волнуют художника. Существует пять вариантов, написанных с 1771 по 1773 год на один и тот же сюжет - изображение кузницы в ночное время. Записная книжка Райта сохранила детально развернутый план этого цикла композиций: "Сюжет для ночных сцен. Кузница. Двое мужчин сгибают в подкову железную полосу, которая должна служить источником света. Около наковальни может стоять бездельник в позе человека, убивающего время, он скрестил рук и на груди или зевает, вытянув руки и слегка изогнувшись. На стенах висят подковы; другие предметы, которые обязательно должны быть в кузнице, едва приметны, ибо они удалены от света ... Если нужно, может выглянуть и луна и высветить какие-нибудь детали".

Но при стилевой и живописной общности "Кузницы" имеют различия. Эрмитажная картина завершает цикл. Это наиболее зрелая работа серии, полно воплощающая живописную идею художника-романтика. Она единстве нная из этих пяти работ, где имеется пейзаж, причем не как фон, а как главный образно эмоциональный элемент картины. Пейзаж настолько важен здесь для живописца, что он сознательно и смело на рушает классическую симметрию построения: действие из центра перенесено вправо - феерически вспыхивающий отраженным светом пламени горна передний план, контрастирующая с ним бархатная глубина неба над кровлей и тонущая в ночной тьме даль занимают большую часть картины.

В "Кузнице" отсутствует строгая последовательность сменяющих друг друга планов. Наоборот, от первого, намеренно акцентированного плана (камни, щебень, тень, отбрасываемая фигурой кузнеца) пространство резко уходит в окутанную тьмой даль. Плавные переливы сближенных тонов смягчают остроту перспективного развития. Лишь две максимально удаленные друг от друга точки - живой огонь горна и мертвенное сияние луны - говорят об огромном пространственном измерении, вмещенном Райтом в небольшое полотно. Так создается эмоциональный образ пейзажа "Кузницы".

От других вариантов серии ее отличает еще одна важная деталь, свидетельствующая о нарастании романтических тенденций в творчестве Райта. От варианта к варианту художник уменьшает число персонажей и меняет расположение главных действующих лиц. Так, из восьми фигур первого варианта (1771) в Эрмитажной картине оставлено четыре; сцена труда двух кузнецов, ранее бывшая композиционным и геометрическим центром полотна, исчезла. В эрмитажной "Кузнице" лишь один кузнец, занятый работой, и то представленный спиной к зрителю. Меняется и значение этой фигуры - она перестает быть центром картины. Им становится изображение молодого человека, прервавшего работу и в глубокой за думчивости завороженно наблюдающего за превращениями металла. (Примечательно, что Райт отказывается от фиксированного в записной книжке мотива "бездельника в позе человека, убивающего время".) Для каких же целей Райту понадобились эти изменения? В произведении из собрания Эрмитажа он углубляет образ картины, меняя ее смысловое содержание. Теперь Райт изображает не просто труд, рабочий азарт, а передает философское размышление о процессе преобразования, использования природных даров, человеческое преклонение перед могуществом земли.

Джозеф Райт из Дерби.Кузница. фрагмент. масло. 1773.
Джозеф Райт из Дерби.
Кузница. фрагмент. масло. 1773. 

Райт внимательно исследует различные человеческие характеры, очерченные магическим кругом пламени горна. Пытливая задумчивость человека в белой повязке оттеняется наивно изумленным выражением лица женщины, контрастом к ним воспринимается скептическая отрешенность старика, познавшего жизнь.

Иную грань замысла определяет образ кузнеца. Его мощная фигура в резком ракурсе вырисовывается на рубеже двух пространств - природы и человека. Темный силуэт кажется принадлежащим окружающей кузнецу природе, окутанной таинственной тьмой ночи, и одновременно вовлеченным в действие, сконцентрированное вокруг живого огня горна. Кузнец становится связующим звеном между природными силами и человеческим опытом, наблюдением. Идея Райта прочитывается ясно: природа представляет человеку свои богатства, он их использует, этот опыт рождает научную и философскую мысль - так замыкается круг мироздания.

Но, несмотря на четкую последова тельность раскрытия замысла, Райт далек от скучного поучительного тона. Обаяние "Кузницы" -в самой живописи. "Эта картина служит и прекрасным доказательством технического совершенства Райта. Она до сих пор пленяет грацией своих контрастов, глубиной темных мест и мягкой силой освещения ..." -писал Александр Бенуа. Художник пленительно тонко разыгрывает световоздушную и колористическую феерию. Романтическое противопоставление пламени горна и серебристого мерцания луны создает особое эмоциональное состояние картины - грустную элегию, полную недосказанности мысли и противоречивых чувств.

Интересно, что Райт - достойный сын XVIII века, века технических изобретений,- сконструировал специальное устройство , помогавшее находить выразительную композицию для сцен при искусственном освещении. Приспособление напоминало створчатую ширму от потолка до пола и от стены до стены, делившую мастерскую на две части. Створки ширмы были прорезаны деревянными рамами на петлях, оклеенными черной бумагой. Рамы легко открывались под любым углом и позволяли обозревать, как на сцене, любой предмет, помещенный за ширмой. Комбинируя оттенки от пламенного, мощного пятна до едва заметного тревожного блика отраженного света, Райт создает напряженное световое поле картины.

Несомненно, поиски художника были передовыми для своего времени. В живописном отношении он больше связан с классицизмом, привержен гладкой живописной фактуре, строгому завершению форм линейными границами. Но богатство цветовой гаммы оживляет этот совершенный порядок. Палитра Райта изобилует интенсивным и теплыми тонами: пламенеющими переливами красных - от ослепительно - багряных до золотисто-розовых,-бесчисленными оттенками желтого, загорающимися богатыми рефлексами.

И все-так и одухотворяющее начало в живописном образе "Кузницы" создает свет. Именно он становится главным героем картины, усиливает ее живописные достоинства. Это делает Райта из Дерби предшественником выдающегося английского художника XIX века, столь же боготворившего свет,- Уильяма Тернера, чья живопись также построена на разнообразных и необычных световых модуляциях.

Не утратила своего значения "Кузница" И для нас. В ней историк искусства увидит памятник исканиям бурной романтической эпохи; живописец профессионально оценит виртуозность кисти, юный художник получит желанный урок постижения законов мастерства, глубже осознает сложный путь, ведущий от замысла к претворению, путь подлинного искусства.

Т.Верижникова
кандидат искусствоведения


Лит.: Т.Верижникова,   журнал "Юный художник" № 11 - 1987
Хостинг от uCoz