А. Матвеев.
Октябрь.
Бронза. 1927.
Государственный русский музей.


Б. Кустодиев.
27 февраля 1917 г.
Масло. 1917.
Государственная Третьяковекая галерея.



А. Пластов.
В. И. Ленин в Разливе.
Масло. 1948.
Государственный Русский музей.


П. Соколов-Скаля.
Штурм Зимнего. Фрагмент.
Масло. 1937.
Центральныймузей Революции СССР.


Кукрыниксы.
Залп «Авроры». Фрагмент.
Масло. 1962.
Государственная Третьяновская галерея.


К. Юон.
Новая планета.
Темпера. 1921.
ГосударственнаяТретьяковекая галерея.


Б. Кустодиев.
Большевик.
Масло. 1920.
ГосударственнаяТретьяковокая галерея.


В. Серов.
Зимний взят.
Масло. 1954.
ГосударственнаяТретьяковская галерея.


Художник и Время.



Революция вдохновила советских художников на создание выдающихся произведений живописи и скульптуры. Они помогают нам лучше понять и сильнее почувствовать народный характер и величие Октября.

В начале 1917 года в России победила Февральская революция, свергнувшая власть царя.
Первым художником, отразившим ее в творчестве, был Борис Кустодиев. Он назвал свою картину «27 февраля 1917 г.», потому что именно в этот день восставшие рабочие и солдаты овладели Петроградом, были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов и Временный комитет Государственной думы, образовавший потом буржуазное Временное правительство.

Кустодиев тогда был тяжело болен и не мог выйти на улицу. Но он наблюдал за происходящим в городе из окна своей квартиры и сразу же начал писать картину.

Мы видим на полотне массу людей. Они собираются под красные знамена на одном из перекрестков столицы, чтобы идти к Таврическому дворцу, где раньше заседала Государственная дума.

Группа мещан у церкви с опаской смотрит на происходящее. Тень колокольни, падающая на них, как бы подчеркивает темноту их сознания. Но основная масса народа уже поняла свои задачи и вышла из тени на солнце.
Чувствуется праздничное возбуждение: поднятые в призыве руки, сорванные с головы шапки, красные повязки на рукавах рабочей милиции, красные флажки на штыках. Мажорный городской пейзаж, решенный в светлых и нежных тонах, подчеркивает революционный энтузиазм восставшего народа. Через несколько дней все члены царской фамилии вынуждены были заявить об отказе от престола.

Вскоре после падения царизма в Россию из эмиграции вернулся В. И. Ленин. Но, поскольку буржуазное правительство угрожало его жизни, с июля 1917 года Ленин вынужден был перейти на нелегальное положение. Около месяца он жил в шалаше недалеко от Петрограда.
Этот фрагмент жизни вождя запечатлен на картине Аркадия Пластова «В. И. Ленин в Разливе». Изображение сумерек, когда день уже кончился, а ночь еще не наступила, изображение лица в необычном освещении костра требуют большого искусства. Пластов с этим справился успешно. Надвигающаяся ночь, красный отсвет костра, серьезность выражения лица Ленина вызывают у зрителя тревожное настроение, что соответствует теме. Все выразительные средства направлены на то, чтобы подчеркнуть величие мыслей вождя.

Живя в Разливе, Ленин продолжал руководить работой парти по подготовке социалистической революции.
Ему доставляли сюда все газеты, выходившие в столице. Приезжали в Разлив члены Центрального Комитета партии Сталин, Дзержинский, Свердлов и другие партийные работники. Здесь Ленин написал ряд статей о политическом положении в стране, которые легли в основу решений VI съезда партии большевиков, состоявшегося в дни, когда Ленин скрывался в Разливе.
Съезд определил курс партии на вооруженное восстание.

Обстановка в районе Разлив а стала небезопасной, замечены были сыщики, разыскивающие Ленина. К тому же начались дожди, становилось все холоднее. И 8 августа Владимир Ильич уехал в Финляндию.
В сентябре он возвращается в Петроград, так как к этому времени трудящиеся массы уже пошли за большевиками и созрели условия для взятия власти.

Социалистическая револю ц и я началась с восстания в Петрограде против буржуазного Временного правительства 24 октября (6 ноября) 1917 года. К утру 25 октября город был уже в руках восставших, за исключением Зимнего дворца, где находилось правительство. Вечером 25 октября начался его штурм.

Наиболее ярко штурм Зимнего изображен Павлом Соколовым-Скаля. Мы видим, как вооруженные рабочие, солдаты и матросы через арку Главного штаба врываются на Дворцовую площадь. Перед ними - Зимний дворец. Штурм освещается прожекторами, стреляют из винтовок , артлеристы заряжают пушку. Обилие красного цвета усиливает впечатление жаркого боя.

Надо отметить, что позы многих участников штурма на полотне художника неестественны. И взятие дворца на самом деле выглядело несколько иначе. Стреляли до штурма, а сам штурм проходил в тишине и темноте, потому что защитники буржуазного правительства поняли безнадежность своего положения и оставили позиции. Но для Соколова-Скаля главным было передать героический подвиг восставших, и это ему удалось.

Тщательная подготовка восстания и точное определение его срока привели к победе без значительных жертв. Красногвардейцы и революционные солдаты не убили ни одного человека, а белогвардейцы убили шестерых.

Когда начался штурм, в Зимнем дворце находилось большинство членов буржуазного Временного правительства.
Художники Кукрыниксы в своей работе показали, какой их охватил ужас, когда раздался залп «Авроры». У них были причины для страха - после свержения царя они ничего не сделали для народа. Не остановили разруху в экономике, не передали землю крестьянам, не прекратили войну в интересах буржуазии, усилили репрессии против трудящихся. Все это свидетельствовалоо кризисе правительства. После победы Октябрьской революции оно было арестовано.

Владимир Серов показывает Зимний дворец сразу после захвата его восставшими. На мраморных ступенях Главного входе еще валяются гильзы, пулеметные ленты, куски отбитой штукатурки. На колоннах следы пуль. Но сражение уже закончено. Теперь во дворце тихо и пустынно. Остались только люди для охраны.

На переднем плане - представители тех, кто совершал революцию: рабочий в кожаной куртке, с винтовкой за плечами и солдат, которому он дает прикурить. Лицо рабочего умно и серьезно. Он понимает значение совершившегося и удовлетворен, что выполнил свой долг. Солдат - типичный крестьянин, одетый в шинель. Его стоптанные башмаки, обросшее лицо, тощая котомка говорят о трудной жизни и о сложном пути, который привел его к peвoлюции.
Богатство интерьера широкая разветвленная лестнице, колонны, статуи, позолота - подчеркивает скромность победителей. Простота, мужество и спокойствие людей, совершивших революцию, свидетельствуют об их уверенности в правоте своего дела. Это и есть главная идея картины.

Социалистическую революцию в октябре 1917 года совершили те же люди, которые в начале года свергли царя. Теперь они оказались в Зимнем дворце, где жили царь и его семья. Опустевший царский трон стоял еще в Георгиевском зале. Мы видим его на картине Бориса Лукина «Свершилось». На фоне царского трона и всего великолепия Георгиевского зала стоит солдат. Красота и величие обстановки его порежают. Ничего подобного он никогда не видел - ведь во дворец простым людям вход был закрыт. Теперь он еще яснее представляет, какую силу одолели рабочие и солдаты.

В то время, когда рабочие и солдаты брали Зимний, в Смольном заседал 11 съезд Советов. Первым декретом Советской власти был Декрет о мире, предлагавший всем правительствам и народам воюющих стран немедленно заключить перемирие и начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций.

Декрет о мире сразу выявил народный характер Советской власти. С тех пор и до сегодняшнего дня борьба за мир - основная задача внешней политики нашей страны.

После победы революции в Петрограде Советы стали брать власть и в других городах.
«Мы,писал Ленин,- прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны». Это триумфальное шествие большевиков изображено на картине Бориса Кустодиева «Большевик». Рабочий, шагающий с красным знаменем в pукax, напоминает легендарных вожаков народных восстаний. У него на пути церковь. Раньше не было ничего выше нее. Но большевик стал выше церкви и дворцов богатеев. Он преодолевает все препятствия, стоящие на пути. Он идет к новой жизни и ведет за собой народ.

Октябрьскую революцию совершили три главные социальные силы. Они и представлены в скульптурной группе Александра Матвеева в лице Рабочего, Крестьянина и Красноармейца. Это самая талантливая и самобытная скульптура на тему Октября.

Ведущим в борьбе был рабочий класс. Поэтому скульптор поместил Рабочего в центре и возвысил его над другими. В Рабочем воплощены достоинство, ответственность и спокойная уверенность. Рабочего поддерживает Крестьянин. Тяжелый взгляд Крестьянина, чуть сдвинутые брови, плотно сжатые губы выдают характер суровый, несколько угрюмый, замкнутый. Трудящиеся крестьяне составляли основную част населения. Но они - и труженик и собственники. Поэтому могут колебаться. Крестьяне являютс прогрессивной силой революци только в союзе с более передовым классом - с рабочими.

Фигуры Рабочего и Крестьянина основательны, в них нет ничего преходящего, кратковременного. Рядом с ними юношески пылким выглядит Красноармеец. Он чуть приподнялся. Поза и жест рук выдают внутренний порыв, готовность в любой момент встать на защиту Октября.

Мечту людей о социализме, ради которого совершалась Октябрьская революция, художник Константин Юон выразил в картоне «Новая планета» . Мы вид и на тревожном темном небе, прорезанном яркими лучами света, восход огромной красной планеты, символизирующей социализ.
Жители Земли устремляются к ней, протягивая руки, будто моля о счастье. Труден их путь. Многие погибли. А у некоторых смятение, страх - этот новый мир не для них. Но основная масса людей приветствует рождение новой планеты. Эта планета красная, потому что новое общество рождается в жестокой борьбе, потому что красное - символ революции.


П. ЧИРКОВ
доктор исторических наук
Лит.: П. Чирков,   журнал "Юный художник" № 11 - 1987

 
Хостинг от uCoz