ГОЛОВА С ПЛЕЧЕВЫМ ПОЯСОМ.






увеличить





увеличить





увеличить





увеличить





увеличить





увеличить





увеличить





увеличить

Прежде чем приступить к лепке головы с натуры, учащийся должен скопировать по меньшей мере два бюста с античных гипсовых слепков, например голову Люция Вера или "Смеющегося фавна". В такой же степени, как «Давид" Микеланджело, эти бюсты обладают всеми свойствами, необходимыми для изучения форм. Анатомическое строение их так ясно, распределение масс так просто, что учащийся легко поймет, что должна выражать та или иная форма. Конструкция их - превосходна; короче говоря, это великолепные образцы, изучение которых может развить вкус учащегося.

Вылепив две-три головы с этих слепков, учащийся может перейти к этюдам с живой модели ­ к лепке головы с натуры.

Обзаведитесь доской размером около 50 квадратных сантиметров, в центре ее укрепите вертикально клиньями кусок дерева около 25 сантиметров высотой и от 3 до 5 сантиметров толщиной. Приколотите к этому бруску свинцовую трубку так, чтобы верхний край каркаса достигал вершины черепа будущей скульптуры, как показано на рисунке 1. Если свинцовая трубка не очень прочна, полезно подвесить к ее верхнему концу две бабочки - одну для передней части головы, другую для задней. Кар­кас должен быть прочным и в то же время гибким даже после то­го, как будет покрыт глиной.

Когда каркас готов и помещен на станок, смочите доску и трубку, покройте их солидным слоем глины. Начните накладывать глину на каркас с шеи, на уровне ключицы. Положите комок глины, выступающий на 3-5 сантиметров,передг лавной трубкой, сделайте то же по бокам и позади трубки таким образом, чтобы она оказалась в центре шеи. Взяв эту массу за основу, возведите столб из глины до верхней точки головы, а затем добавлайте глину к столбу в направлении вниз к доске, на которой стоит каркас. Я настаиваю на том, чтобы поместить трубку точно в центре бюста. Если этого не сделаете, можете быть уверены - она вылезет наружу в неподходище месте, где вы не сможете вогнать ее внутрь, не испортив какой-нибудь части работы (рис. 2).

Возводя столб из глины, поверните работу так, чтобы видеть профиль. Рассчитайте или измерьте (от того места, где вы наметили сустав, соединяющий грудину и ключицу) уровень подбородка и отметьте это место выступающим по горизонтали колышком толщиной со спичку. Наложите сразу достаточное количество глины от шеи до выступающей точки подбородка, все время крепко прижимая каждый комок глины к предыдущему, чтобы он прилегал плотно и не создавалось наполненных воздухом пустот. Постарайтесь добиться, чтобы подбородок правильно выступал по отношению к шее (выпрямляя линейкой и пользуясь отвесом), иначе может случиться, что понадобится сделать шею тоньше, а это обнажит трубку (рис. 3).

Затем продолжайте работать в направлении вверх. Наметьте высоту лица до верхней точки черепа так, чтобы получить общую линию профиля (рис. 4). Продол­жайте эту линию к задней части головы, все время сохраняя размер несколько меньше натуры.

Когда определите профиль, фас и заднюю часть головы, станьте перед работой и добавьте, руководетвуясь выступом профиля, достаточное количество глины по бокам, чтобы получить овал, на котором будете лепить детально черты лица (рис. 5).

Снова поверните работу в профиль и от намеченной прежде точки на грудине - от грудинной выемки - дополняйте профиль грудины, которая состоит из трех планов, в основном напранленных наружу и вниз.
Затем, начав от рукоятки грудины или от верхней точки грудины, налепите ключицы до плеч. Заполните угол между грудиной и ключицей, поместив большую грудную мышцу.
Затем найдите на спине место последнего седьмого шейного позвонка, то есть нижней точки шеи, и заполните место от нее до плеч трапециевидной мышцей.
Тщательное исполнение предварительных работ спасет вас от многих трудностей в дальнейшем (рис. 6).

Было бы хорошо, чтобы вначале модель стояла около станка или располагалась так, чтобы ее голова была на уровне вашей работы. Заставляйте модель держать голову прямо, независимо от той позы, какую хотите ей придать впоследствии, это поможет установить пропорции и сделать точные измерения.

Приготовив таким образом основу для работы, сделайте следующие обмеры с помощью циркуля.

1. Расстояние от уха до уха, начиная от глубокой впадины между козелком и противокозелком (рис. 7 и 7а).
Отложите это расстояние на обеих сторонах приготовленного вами овала и отметьте крайние точки двумя колышками или спичками, вгоняя их так, чтобы выступающие из глины концы давали точную меру.
Конечно, прежде чем фиксировать места впадин, следует точно рассчитать, на какой высоте над грудиной и на какой глубине от подбородка они должны помещаться.
Для этого очень полезно пользоваться отвесом. Отметьте также спереди, находятся ли эти точки на одном горизонтально уровне. Когда убедитесь, что воткнули спички в нужные точки, наложите немного глины вокруг, чтобы закрепить их.

2. Поверните модель и работу в " профиль И С помощью линейки, которую следует держать в вытянутой руке горизонтально, определите положение кончика носа по отношению к впадине уха, находится ли он с ней на одной прямой или расположен выше или ниже ее. Постарайтесь зрительно запомнить имеющееся отклонение и учесть его. Проверьте найденную точку со второго профиля, чтобы нос был точно на средней линии лица (рис. 8).

3. Отмерьте на модели расстоя­ние от впадины уха до самой выступающей точки на кончике носа (рис. 9).
Сделайте это измерение на обеих сторонах лица, ибо часто расстояния между этими точками на правой и на левой сторонах не совпадают. Нанесите обмеры на работу.

4. Измерьте расстояние от кон­чика носа до самой выступающей точки подбородка, поместив ножку циркуля в точку, обозначающую кончик носа, и проведите дугу через подбородок. Воткните спичку в центр проведенной дуги (рис. 10).

5. Чтобы быть уверенным в точности предыдущих обмеров, измерьте циркулем расстояние от уха до подбородочного возвышения (рис. 11).

6. Измерьте расстояние от подбородка до начала волос, поместив ножку циркуля на спичку, отмечающую подбородочное возвышение. Проведите маленькую дугу надо лбом (рис. 12).

7. Измерьте в профиль расстоя­ние от уха до начала волос. Пересеките с помощью циркуля на вашей работе дугу, проведенную при предыдущем обмере. Этот обмер сделайте с двух сторон, и там, где точки пересечения совпадут, воткните спичку (рис. 13).

Эти семь обмеров необходимо произвести с максимальной точностью и тщательностью и не изменять в течение всей работы. Старайтесь также, чтобы концы спичек не были покрыты глиной, и не вдавливайте их внутрь до тех пор, пока бюст не будет закончен.

Остается еще один обмер. Это - расстояние от подбородка до бровей. Чтобы измерить его, проведите дугу на лице модели, что поможет выяснить, находятся ли обе брови на одной высоте, наметьте с помощью циркуля уровень бровей на вашей работе (рис. 14 и фото 16).

Чтобы не раздражать модель повторными обмерами, следует записать их. Для этого лучше всего взять доску (или лист прочной бумаги) и провести на ней прямую линию. В конце линии сделайте точку, в которую воткните одну ножку циркуля, а с помощью другой проведите пересекающую прямую линию дугу. На ней напишите, какой это обмер; например, "от уха до носа", от подбородка до лба." и т. д.

Теперь вы должны начать работать над скелетом головы, над главными выступающими и вдавленными частями. Кости составляют остов человеческого тела и поддерживают мышцы. От пропорций и от соотношений между ними зависит характер головы. Если конструкция скелета и выступающих частей его неверна, вы никогда не добьетесь разительного сходства, как бы удачны ни были отдельные детали работы. Но если анатомическая часть правильно намечена, то детали станут на свои места и помогут сходству. Кроме того, система обмеров имеет и то преимущество, что приучает глаз правильно видеть. Ибо наличие определенных точек, которые нельзя сдвинуть, заставит его разметить промежуточные пропорции в их правильных размерах и местах.

Чтобы идти быстро, следует действовать в определенном порядке, со знанием причин - в сущности говоря, заменить чувственное восприятие эмпирическим методом.

Как только учащийся поймет, что началом изучения является определение положения некоторых исходных точек, он сумеет выбрать и другие точки, которые поважутоя нужными для работы.

Он начнет с глазниц (руководствуясь дугой, которой намечен уровень бровей), сделает две глубокие впадины по сторонам носа. Наметит форму бровей над ними и форму скул по сторонам и под ними так, чтобы глазницы были готовы для помещения глазных яблок. Затем следует наметить лоб, обращая внимание на форму костей. Далее добавить нос, соединить его с бровями. На конце носа сразу сделайте ноздри. Затем работаем над костями нижней челюсти. Начните их от ушей, хорошо заметив угол, образуемый внизу. И соедините ими ухо с намеченной ранее точкой на подбородке. Обозначьте углубление между подбородком и нижней губой. Затем вылепите верхнюю челюсть, сразу указывая местонахождение углов рта и учитывая их соотношение с размером ноздповерните модель, как и вашу работу, в профиль и вылепите уши, выправляя формы их выступающих частей снова с фаса. Сделайте макушку головы и затылок, включая переход к шее.

Вернитесь к фасу. Работая над сторонами шеи, наложите грудино-ключично-сосцевидные мышцы от грудины к сосцевидному отростку, расположенному за ушной раковиной, а также трапециевидную мышцу. Смотря снизу и с фаса, нарисуйте форму ключиц, с профиля, перерисуйте вогнутую линию грудины и соедините эти кости посредством большой грудной мышцы.
Снова пройдитесь по тем же частям, смотря на бюст и на модель с других точек зрения, что поможет уловить выпуклости костей.
Затем с фаса придайте симметрию обеим сторонам работы.

Незачем говорить, что после этой предварительной стадии вы должны снова взяться за работу, начав с профиля и рисуя как можно точнее, как будто у вас в руках карандаш, а глина - это бумага. Вы должны нарисовать профиль не только лица, но и спины, ушей, шеи, груди - в сущности, всей фигуры, - сравнивая соотношения между длиной и шириной, мысленно проводя горизонтальные, вертикальные и наклонные линии от одной точки к другой так же, как делали бы это, рисуя голову.
Эту же работу следует повторить с другого профиля, а затем по отношению к очертаниям боковых сторон головы, как они видны сзади и спереди (фото 16 и 17).

Учащийся может придать своему произведению то движение, которое больше всего отвечает его целям.
Каркас внутри работы позволит ему, крепко взяв голову обеими руками, поворачивать ее вправо и влево и слегка наклонять, чтобы приблизить к позе модели.
Берясь за голову, следует поместить руки за ушами таким образом, чтобы не прикасаться к ним; мягким нажимом скульптор сможет повернуть голову в любом направлении.

Выполнив эту часть вадания, обратите внимание на линии кон­трастов, вызванные позой модели. Так, если вы повернете голову в одну сторону, это повлечет за собой то, что и плечо, находящееся в направлении, в котором сделан поворот, выдвинется вперед и, вообще говоря, оно также станет выше, чем то плечо, от которого начинается движение. Это дает четыре контраста - два контраста линейных и два контраста объемных (рис. 18).
Чтобы получить их на скульптуре, поступите так же, как при повороте головы.

Теперь, когда установили позу, пропорции и в какой-то мере об­щую структуру бюста, ваши глаза и руки должны заниматься только рисунком.

Можете наметить глаз, или, вернее, глазное яблоко, поместив в глазницу шарик из глины, причем пытайтесь получить такую же выпуклость поверхности, какую имеете в натуре по отношению к брови и скуле.
Поверх положите сначала нижнее веко, сделав это с помощью несколько уплощенного комочка глины.
Здесь я особенно обращаю ваше внимание на оба угла глазана - на внутренний и наружный. От них зависит положение глаза и щеки. Эти углы являются центральными точками, дающими ключ к линиям лица.
Если вы сделаете их чересчур глубокими, очертания щек будут отодвинуты слишком сильно, и нос будет слишком выдаваться. А поместите их низко относительно рта и бровей, нос будет казаться чрезмерно коротким - углы глаз будут низко спущены вдоль линии носа, и поэтому расстояние между переносипей и ноздрями окажется недостаточным.
Если они расставлены чересчур широко, то окажутся далеко от средней линии носа. Благодаря этому нос не только покажется широким у корня, но и наружный угол его будет вынесен чересчур далеко к сторонам лица, что заставит расширить височную часть и таким образом сделать всю голову слишком широкой.

Наружные углы глаз следует также фиксировать с помощью измерении. Заметьте при этом, что наружный угол всегда расположен выше, чем внутренний. На этот факт мне постоянно приходилось обращать внимание учеников.
Делайте также любые другие обмеры для уточнения наружных углов глаз (рис. 19, 20).

На этой стадии работы как можно чаще поворачиваем и модель и свое произведение, смотря и на то и на другое с одинаковой точки зрения. Подиум поворачиваем в один прием лишь на очень маленькое расстояние, что дает не только чистые профили, но и вид в 3/4.

Лепите волосы, основываясьна главных массах, которые следует накладывать разными планами. Потому что впечатление упругости волос достигается не детализацией, а многообразием планов и поверхностей, которые создают разнообразие света и тени.
Рекомендую изучить, каким . образом волосы растут вокруг лица. Также обращаю внимание на то, что цвет волос всегда бледнее у корней. Как живописец примешивает немного тельного цвета к локальному тону волос вокруг лица и на шее, так и вы должны сливать начало волос на этих местах с мясистыми частями, чтобы волосы казались не прилепленными, а растущими.

После того как наметили волосы и повторно прорисовали бюст с каждой точки зрения, вам следует стать ниже, чем стояли до тех пор, и, смотря вверх, уловить поперечное сечение каждой черты модели и исправить работу с этой точки зрения.
Затем поднимаемся на стул и смотрим сверху на модель и на свою работу, изучая вид частей головы и черт лица сверху. Помните, что следует особенно внимательно изучить и проработать те части, которых невидно спереди, именно эти точки и строят фас - показывая выступы, которых вы не могли бы увидеть, если бы смотрели на модель только спереди. Без проработки частей, невидимых в фас, лицо будет плоским, лишенным цвета и конструкции.

Чтобы закончить этюд, поместите модель в боковой свет: сильная игра света и тени лучше покажет направление форм.

Не забывайте, что на последней стадии работы необходимо изменять эффекты освещения как можно чаще и все время держать и модель и работу в одинаковых условиях.

Кончая работу, полезно слегка промоделировать форму в поперечном направлении, что даст более богатую фактуру. Покройте очень мягкой глиной всю поверхность бюста, как сплошным слоем кожи, что смягчит все выпуклости и вдавленности. Глину лучше накладывать сверху, придавая ей правильную форму пальцем, а затем снова стереть весь излишек.


Э. ЛАНТЕРИ

Статья сопровождается схемами и фотографиями, иллюстрирующими последовательность выполнения задания по лепке головы человека с плечевым поясом.


БУРДЕЛЬ О МАСТЕРСТВЕ СКУЛЬПТОРА

Скульптура, как и наука, требует точности. Так же как Пастер сотни раз проделывал один и тот же опыт, чтобы убедиться в его верности, так же и художник должен сто раз повторить свой этюд, чтобы добиться воплощения своего замысла.

В скульптуре знание - это рисунок.

Лишь после того, как вы сто раз нарисовали нос или руку, можно переходить к синтезу. Рисунок ­ основа всего, в нем истина, а первое требование к произведению искусства - истина.

Прежде всего необходимо, чтобы в вашей голове сложилось ясное представление о работе, чтобы был составлен ее план, ибо неорганизованная работа не может дать хороших результатов.

Необходимо, заканчивая работу, сохранить ее первозданную свежесть. Необходимо так разрабатывать профили, чтобы они геометрически соответствовали друг другу. Профилям нет числа ­ ибо предмет должен быть передан в различных аспектах.

Голова состоит из огромного количества деталей. Каждая из них есть часть целого. Вот почему надо делать все в целом.

Деформация слишком легкий путь. Многие думают, что достаточно начать деформировать, чтобы приобщиться к гениальности. Это ошибка, ибо всякая деформация, в основе которой нет глубокого знания, есть бесполезное дело; ни оригинальничанье, ни нарочитая грубость никогда не заменят подлинной силы.

Все искусства заключены в пластике. Скульптор должен быть архитектором, чтобы правильно построить свое произведение, живописцем, чтобы распределить свет и тени, он должен быть ювелиром, чтобы отчеканить детали.

Искусство не удовольствие, и художник должен быть готоа на величайшие жертвы.


Из книги: В. Стародубова. Бурдель. М., 1970.


Лит.:    журнал "Юный художник" № 1 - 1989
в начало


Хостинг от uCoz