Е.Куманьков   Московская панорама.  темпера. 1979.



увеличить

Е.Куманьков
Меньшикова башня.
цветной карандаш, пастель. 1976.


увеличить

Е.Куманьков
Новодевичий монастырь зимой.
карандаш, пастель. 1983.


увеличить

Е.Куманьков
Улица Неждановой.
цветной карандаш, пастель. 1971.

Не помню, кому из французов принадлежит ставшее крылатым изречение: "Художники рождаются в провинции, а умирают в Париже", но вспоминаю его часто. О чем оно? Конечно же, не о провинции как таковой. Оно о том, какую роль в формировании личности художника (да и не только художника!) играет среда, в которой он родился и рос, в которой определился его талант.
Оно о том, что мы подразумева­ем, когда с трепетом и гордостью говорим "наша малая родина". Речь идет об истоках незауряд­ности, о том, что исключительность среды -залог рождения яркой личности.

Среда ~ понятие емкое. В нем и предки, и семья, и люди, нас окружающие, и культура, с кото­рой соприкасаемся, и природа вокруг, и предметы, и строения, и пейзажи, будь то сельские или городские. О городе хочу погово­рить в этих заметках.

Я -горожанин. Моя малая родина -Смоленск. Чу до из чу­дес, жемчужина среди многочис­ленных неповторимых сокровищ русской провинции. Поговорка гласит: «Что город, то норов». Крутой И сложный норов обнару­живал город моего детства! В нем, как в сгустке могучей энер­ гии, сплавились самые разные щедроты. Неповторимая природа (как говорится, богом данное мес­то) и красота человеческого ге­ния, выраженная в прекрасных многообразных строениях, замкнутых в тугое кольцо почти неправдоподобных стен и башен, как бы впаянных в днепровские кручи. Веселые, уютные улочки, шаловливо бегущие по склонам оврагов и утопающие в садах. С одной стороны, город вобрал в се­бя нечто могучее, первостатей­ное, многовековое, почти библей­ское, и с другой "-что-то прон­ зительно задушевное, интимное, щемяще тонкое.

Разве можно забыть горделиво венчающий город монументальный собор с его зелено-белым узорочьем, городской сад с нелепым музыкальным названием "Влонье", знаменитые смоленские часы неизменное место свиданий молодых инемолодых смолян?! Можно ли забыть нашу Трехбратскую слободку, ее домишки, утопающие в зелени, заборы с горизонтально бегущими досками, замшелыми или свеже­крашеными?! Разве можно забыть во множестве разбросанные по смоленским кручам, как раны на обветренном лице ветерана и награды на его широкой груди, руины и памятники боевых бурь далеких веков?!
Восток и Запад в своей высокой гармонии создали это чудо, и оно было рядом, вернее, я жил внутри этого чуда, оно окружало меня.

Восьмилетним мальчишкой я впервые увидел Москву и был раз и навсегда сражен фантастической красотой этого города. Полюбил его сразу, как говорится, с первого взгляда, и эта любовь не погасла за те долгие-долгие годы, что живу в нем. Отчетливо помню, какой восторг испытал, когда увидел Триумфальную арку у Белорусского вокзала, оживленные московские улицы с вереницами резво бегущих и позванивающих трамваев, Страстной монастырь и памятник Пушкину напротив. Все, что увидел дальше, показалось неправдопо­добным: и простор Красной площади, куда я вышел сквозь при­удливые Иверские ворота, и открывшаяся панорама Кремля, и величавые московские дали, убегающие в безбрежность от круч Ленинских гор, и многочисленные жемчужины архитектуры ­ Василий Блаженный, Сухарева башня, церковь Успенья на Покровке, Красные ворота, Новодевичий монастырь, баженовекий дом Пашкова, университет Казакова, манеж Бове, величавый памятник героям 1812 года - храм Христа Спасителя, прочно утвердившийся на высоком подиуме, Третьяковскан галерея, мозаики Метрополя и многие-многие другие. Восхищали и новоделы: Киевский вокзал и Бородинокий мост, радиобашня Шухова, четкие формы клуба имени Русакова. Поражал причудливо-изящный силуэт города, щедрое сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов, красочные у лицы, переулки, городские уголки и дворы. Разнообразие домов и домишек, решетки, крыльца, двери. Все это воспринималось как чудо, как дивная сказка. "Живописно значит разнообразно",- любил повторять П. П. Чи­стяков.
Москва отличалась исключительным разнообразием. Не случайно среди художников считалось: москвичи-живописцы, петербуржцы-графики.

С тех пор я перевидал множество разных городов и у нас, и за рубежом. Много радости принесли они мне. Волгу и волжские города полюбил особенно. Ульяновск чем-то напоминал мой Смоленск, в Астрахани оживали черты любимого мною Кустодиева, волжские откосы Горького будили совсем другие ассоциации, иные чувства вызывали Ярославль и Тутаев, Ленинград и Бухара...
Воистину - "что город, то норов!" - их облик переполнял верой в могущество творца-человека. Думалось: как богат мир, какой чудодей человек!

Чем больше я видел, тем отчетливее понимал, что дом - это не просто строение, он - след человека, его душа, его отголосок, памятник ему, наконец. С радостью я знакомился с новыми кварталами Парижа и Центром Помпиду на улице Бобур, судивительными по самобытности, устремленными в ХХI век и вместе с тем «голландскими» постройками Роттердама, восхищался аэропортом архитектора Сааринена и последним детищем Райта - музеем Гугенгейма в Нью-Иорке и еще многим.

Я понял, что город не просто скопление домов, улиц, площадей, магистралей и парков, что он - тоже след человеческой деятельности, ее отражение, зеркало человека, след его души, отпеча ток его привязанностей, сим па тий и антипатий. Город, как и человек, должен запоминаться, и для того, чтобы он запоминался, он должен быть отмечен особыми приметами, быть единственным в своем роде, неповторимым. Чем больше он запоминается, чем он интереснее содержанием, тем щедрее делится с нами, обогащая и усложняя наш мир, приумножая сокрови­ща нашей души. А разве не этими ценностями может быть по­настоящему богат человек и не ими ли по большому счету он может поделиться с другими?

У поэта Н. Заболоцкого есть прекрасные строки: "Природа смотрит как бы с неохотой на нас, неочарованных людей". Они имеют прямое отношение к городу - природе рукотворной, нашему доброму собеседнику, партнеру в диалоге.
Чем интереснее наша "речь", к нему обращенная, чем с большим любопытством и уважением мы его слушаем, тем содержательнее получается наша "беседа", тем охотнее он рассказывает нам. А чем сложнее человек, тем больше он очаровывается и больше видит. В этом взаимообогащении и рождается художник. Разве не Красноярском и Сибирью взращен могучий талант Василия Ивановича Сурикова? Не Витебском рождены яркие полотна Шагала? Не раздолье саратовского Заволжья сформировало миражи Павла Варфоломеевича Кузнецова, а Хвалыиск - "пространство Эвклида" -Петрова-Водкина? Разве не Петербург определил графику Добужинского?

Города; как люди, стареют. Это грустный, но неизбежный процесс. Рождаются новые поколе­ния, появляются новые потреб­ ности, и старые города должны к ним приспосаблива ться, что-то теряя при этом. Это тоже неизбежно - жизнь продолжается. Есть в этом процессе и отрадное - в результате разумного приспособления города приобретают богатства, происходит приумножение ценностей, усложнение городской структуры. При разумном строительстве, усложняясь и преобразуясь, город сохраняет определенные общие признаки, приметы и самобытность, подобно тому, как поколения людей несут определенные родовые признаки. Непрерывная многовековая связь нашей духовной культуры таким образом длится. Рачительные культурные хозяева городов всегда стремятся к этому.

Растут и преобразуются и наши отечественные города, однако в этом нормальном процессе в последние годы "вдруг" обнаружилась ошеломляющая ненормальность новое стало возводиться ценой варварского уничтожения старого, и взамен своеобычного стало во множестве вырастать безликое. Оно так разрослось, что уцелевшее старое утонуло и затерялось в нем. "Черемушки" - символ безличия заполнили огромные городские пространства нашей страны от Бреста до Петропавловска-Камчатского, от Мурманска до Ашхабада. В этом обезличенном пространстве растет будущее поколение.
Мальчик, смотрящий из окна или идущий в школу в Астрахани, по сути дела, видит то же, что и юный житель Архангельска. В играх его, независимо от города, окружают немые похожие одна на другую коробки и почти схожие пустыри с развороченной землей. Ему нечего любить, ему нечем гордиться.
Так торжествующее невежество одержало победу над культурой, безобразность победила Красоту. Пример тому, к сожалению, показала Москва. Она была первой, потравы в ней оказались особенно велики, безликости в ней возведено больше, чем где бы то ни было, и безликость нового в ней особенно вопиюща - ни одного сооружения, которое могло бы встать в ряд высоких достижений современной архитектуры.

Конечно же, болезнь наших городов возникла не вдруг. Она началась давно. Сначала исподволь, как борьба с пережитнами прошлого, потом обернулась болезнью разрушительства как таковой. Когда она достигла таких размеров, что появилась реальная угроза полного уничтожения многовековой культуры,- о ней заговорили. Нечто подобное произошло с природой. Ее также истребляли давно и упорно. Однако лишь сейчас, когда велика реальная опасность превращения земной поверхности в безжизненную пустыню, возникла одна из острейших проблем современности - экологическая. На защиту природы встают миллионы людей. Множатся и ряды защитников городов.
Сегодняшние больные города, как никогда, нуждаются в нашей любви и заботе. И львиная доля в их излечении, в возвращении им Красоты, несомненно, ляжет на ваши плечи, подрастающее молодое поколение. Любите город!



Е. КУМАНЬКОВ,
народный хидожник РСФСР


Лит.: Е. Куманьков,    журнал "Юный художник" № 1 - 1989
в начало


Хостинг от uCoz