Великие зодчие ХХ века.



"Лучезарная" мечта Ле Карбюзье
К 100-летию со дня рождения.



Среди замечательных зодчих ХХ века эта личность особенно заметна. Творчество Ле Корбюзье (настоящую фамилию - Жаннере - он заменил фамилией одного из предков) вомногом опрелило характер современной архитектуры.

С развитием капитализма быстро росли индустриальные города, которые со временем становились не только центрами науки и культуры но и местом, где рядом с роскошью существовал и трущобы. Город "пожирал" природу.
"Улицы вас давят, не дают вам дышать. Не на чем отдохнуть глазу, не на чем отдохнуть усталой душе" -так описывал Лондон середины прошлого века Ч.Диккенс. "Каменные джунгли" индустриального центра ХХ века пострашнее. Поэтому-то многие современные зодчие, и Ле Корбюзье прежде всего, стали искать способ сделать города более удобными для жизни.

Одни предлагали повести с ними борьбу. Но как остановить рост индустриальных центров? Волей-неволей их противники смотрели не вперед, а назад. Другие задумали возводить города на основе новых конструкций и материалов. Недаром это направление назвали "современным движением". По мысли Ле Корбюзье, бедствия города: нехватка жилья, нищета, тесные дворы, узкие улицы - весь этот хаос должен быть заменен архитектурным "порядком". Задача заключалась в том, чтобы дом (малый город) и город (большой дом) сконструировать так же целесообразно, как механизм. "Дом - это машина для жилья",скажет Ле Корбюзье. Такой дом машина собирается из готовых типовых блоков, секций, подобно тому, как собирается на конвейере автомобиль. Причем из стандартных деталей можно возводить самые разные дома. Строить индустриальным способом - значительно делать это гораздо быстрее и дешевле, чем раньше.

В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства в Париже посетители увидели созданный Ле Корбюзье образец современного жилища - павильон "Эспри Нуво" ("Новые веяния"). Геометрически четкая постройка из железобетона и стекла, большие окна, в комнатах строгая мебель. И в самом деле, прекрасная "машина для жилья"! Так же рационально, по мысли Ле Корбюзье, следовало строить дома, целые города.

Высотный дом, собранный из секций-квартир, Ле Корбюзье предполагал поднять на столбах опорах; чтобы пространство под ним оставалось свободным для пешеходов, детских площадок. На плоской крыше, высоко над землей - террасы с искусственными садами и бассейнами. Солнце, воздух, простор, удобное жилье для каждого - вот о чем думал архитектор, которого буржуазные газеты не раз злобно назовут "социалистом", "красным".


Ле Корбюзье. 
ДОМ Центросоюза на ул. Кирова в Москве (сейчас ЦСУ СССР).
1928-1933.

Замечательно, что первое большое сооружение ему довелось возвести в Москве. Речь идет о Доме Центросоюза на улице Кирова (сейчас ЦСУ СССР). Три раза Ле Корбюзье приезжал в Советский Союз - в 1928, 1929 и 1930-х годах. В 1931 году участвовал в конкурсе на лучший проект Дворца Советов. Он не мог сдержать восхищения размахом творческих планов в стране социализма и главное - ему оказались близки по духу работы советских архитекторов-конструктивистов. Дом Центросоюза - сложная и по тем временам технически совершенная постройка . Она поражала красотой центральных и боковых объемов, переходов, лестниц, светлого холла, зала собраний. Здание опиралось на стопбы-опоры; стены, облицованные туфом, составляли красивый контраст с горизонтальными лентами окон. Однако позднее частичные переделки исказили его первоначальный облик - в частности, исчезли столбы-опоры.

Ле Корбюзье был великим архитектором и утопистом. Он надеялся построить город счастья "лучезарный город", в котором удобно жить, где нет обездоленных. Его мечты питала вера в могучую силу архитектуры, которая может сделать мир иным. Сразу после освобождения Франции от фашизма, в 1945 году, он начал работать над проектом большого дома нового типа ("жилого комплекса") для города Марселя. Еще в 1922 году он проектировал так называемый "дом вилл", В котором каждая семья живет в квартире-вилле. Марсельский дом, состоящий из прекрасных квартир-вилл, задуман как маленький город, который перерезают восемь внутренних проходов-"улиц". Одна из них -"торговая", где к услугам обитателей магазины, почта, кафе-ресторан, гостиница. На плоской крыше дома Ле Корбюзье хотелось разместить детскую и спортивную площадки, бассейн. Архитектор надеялся, что жители марсельского дома - города со временем объединятся в дружную семью, которая организует жизнь на началах коллективизма. Работая над проектом, он наверняка вспоминал о строительстве домов-коммун в СССР, с которым познакомился в начале 1930-х годов. В 1952 году состоялась торжественная церемония открытия комплекса. Одни газеты провозглашали Ле Корбюзье национальным героем, другие коммунистом, "подкупленным Москвой". Огромное, поднятое на столбах здание из железобетона и стекла кажется легким, невесомым. Словно величавый пароход, оно плывет в зеленых волнах окружающих его деревьев. Дом возведен, но утопическая идея дома - города, в котором живут по законам добра, не осуществилась.


Ле Корбюзье.
"Дом вилл" В Марселе. 
Вид на бассейн, детскую и спортивную площадки на крыше дома.
1945 -1952.

Марсельский "жилой комплекс" в конце концо в заселили богатые люди. Ле Корбюзье тщетно искал место на земле, где бы он мог возвести "лучезарный город". Не забывал о мечте, работая над проектами планировки и реконструкции ряда городов Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Впрочем, однажды судьба ему улыбнулась: правительство Индии пригласило его возглавить строительство новой столицы штата Пенджаб города Чандигарх. Через пять лет, к 1956 году, у Гималайских гор, между двух рек, среди зелени эвкалиптовых и бамбуковых рощ, возник новый город, полностью освобожденный от трущоб, каждый дом которого имел водопровод и электрическое освещение. Торжественны, величавы, но без угнетающей человека тяжелой монументальности правительственные здания столицы. Очень разные, они объединены в ансамбль: секретариат, четким геометрическим объемом напоминающий марсельский дом, Дворец правосудия с изящно прорисованным фасадом, отраженным в зеркале водоема.


Ле Корбюзье.
Здание Секретариата в Чандигархе, Индия.
1950-1956.

И все-таки создать идеальный город не удалось. Как ни протестовал Ле Корбюзье, но жилые кварталы пришлось строить, учитывая имущественное и кастовое неравенство, характерное для современной Индии. Жизненные контрасты исказили замысел Ле Корбюзье. Чандигарху суждено было остаться памятником нежизненной утопии. Зодчий и сам в конце концов пришел к горькому, но реалистическому выводу: "Наши города, наши "лучезарные города" нельзя построить при теперешнем социальном устройстве".

...Минули десятилетия. Многие идеи архитектора сейчас подвергаются справедливой, а бывает, и несправедливой критике. Людям давно надоели однообразные кварталы, города, состоящие из домов-коробок. Часто в этих уродливых несообразностях массового строительства винят Ле Корбюзье, который когда-то провозгласил истинно современной архитектуру "прямого угла". Однако монотонный безликий город - карикатура на программу мастера. Хотя, конечно, его идея машинизированной формы давно уже стала стеснять развитие современного зодчества. Ведь и сам Ле Корбюзье позднее от нее, в сущности, отказался. Достаточно вспомнить Чандигарх или возведенную в 1950-1954 годах капеллу в Роншане (Франция). Своими пластическими формами - крышей, похожей то ли на шляпку гигантского гриба, то ли на головной убор монахини - здание напоминает огромную скульптуру.


Ле Корбюзье.
Капелла в Роншане, Франция.
1950-1954.

Более всего мастера упрекают в утопизме. Конечно, наивно воображать себя всемогущим богом, способным перестроить не только города, но и общественную жизнь. Разве развитие общества подчиняется архитектурным законам? Но можно ли забыть о том, что утопические идеи Ле Корбюзье несли в себе мятежный дух непримиримого отношения к социальному злу? Воодушевленные своими идеями, он и его единомышленники часто непростительно забывали о минувшем, которое продолжает жить в среде современного города. Сейчас зодчие ищут пути органичного соединения в городском пространстве древнего и нового.

С . Батракова



Лит.: С . Батракова,   журнал "Юный художник" № 11 - 1987
Хостинг от uCoz