Литография


Литография (от лито... и ...графия) это способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу.
Tак же Литографией называют произведение, выполненное литографским способом.
И предприятие, специализирующееся на печатании таким способом.

Литография явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение специальной жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом.
Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге — корнпапире.
После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.

Литография изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером;
им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне.

В XIX в. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д.
Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др.
В 30-е гг. XX в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, Л. остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Д. П. Татиев.

Специфический язык художественной Литографии оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К Литографиb обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе).
Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан).
Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. середины XIX в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие.

В области бытовой карикатуры работали многие мастера Литографии, из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии
Особая жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля.
Литография занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины XIX в. — представителей костумбризма.

В России в 1-й половине 19 в. техника Литографии привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др.
В 1820—30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров).

В середине XIX в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине XIX в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский А. И. Лебедев и др.

С 1840-х гг. в искусстве Литографии заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Литографии происходит с кон. 1860-х гг.
Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Литографии, полнее выявляя фактуру материала.
К Литографии часто обращаются в этот период мастера импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. заметный след в Литографии оставляют символизм и стиль «модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии).

Особое место в Литографии на рубеже XIX—XX вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции).
Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции,
Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии,

В России в последней трети XIX в. новый интерес к Литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова.
С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов.
В 1910-е гг.с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах;
B 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В XX в. Литография становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей.
К Литографии обращались и обращаются крупные мастера XX в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции,
О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

    Лит.:
  • Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925;
  • Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943;
  • его же, Русская литография XIX в., М., 1953;
  • Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952;
  • [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960;
  • Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963;
  • Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966;
  • 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966];
  • Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915;
  • Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfuhrung, Dresd., [1955].
  • БСЭ

Е. С. Левитин.

http://www.grafik.org.ru/ksilographia.html
Хостинг от uCoz