А.Мордвинов.
Подрамник, папка и гипсовый барельеф.
масло. 1857.

В. Хеда.
Завтрак c крабом.
масло. 1648.


Ж.-Б. Удри.
Натюрморт.
масло. Первая половина XVIII века.



Г. Коржев.
Супница и горшки.
масло. 1985.


П. Сезанн.
Натюрморт с драпировкой.
масло. Около 1899.


К. Коровин.
Рыбы, вино и фрукты.
масло. 1916.


Е. Романова.
Цветы в интерьере.
масло. 1979.
 
 
 

ЗНАЧЕНИЕ ФОНА В НАТЮРМОРТЕ.

Уроки изобразительного искусства.



За многие десятилетия и даже столетия сложились типы натюрмортов, в которых прослеживаются в чем-то родственные особенности живописной пластики. Это прежде всего относится к характеру фона. Безусловно, он может быть самым неожиданным, все зависит от замысла художника, от того, где пишется натюрморт в мастерской или на открытом воздухе. Однако во многих произведениях фон очень сходен: темный по тону, достаточно нейтральный по цвету. Именно о таком, используемом в натурных постановках, мы и поговорим в этой статье.

Составить интересный, умный, выразительный натюрморт не просто. Главным здесь является умение подобрать предметы, удачно их осветить и также определить натюрмортное пространство, влияющее на выразительность постановки. Иногда пределы натюрморта художники стараются сократить, расположив модели, например, на фоне стены или однотонной, без складок, драпировки. Это так называемые постановки на гладком фоне.
Специально созданные условия для восприятия предметов помогают живописцу и зрителю сосредоточивать внимание на привлека тельных для глаза особенностях моделей.

Цвет фона несет значительную нагрузку, способствуя выявлению живописной идеи. Поэтому старые мастера часто избирали темный, теплый по цвету фон, чтобы подчеркнуть гармонию красок натюрморта, усилить его выразительность, найти удачное художественное решение в постановке , рассчитанной на детальную проработку формы и цвета.

Художники давно заметили, что взгляд не задерживаясь пробегает по темному фону, останавливаясь на светлых частях натуры. Не случайно эстетические и живописные свойства моделей начинают раскрываться в полной мере на темном фоне. Это, в свою очередь, требует подбора интересных предметов, гармонирующих или контрастных по пропорциям, формам, цвету.

Следует отметить, что далеко не каждый нейтральный фон создает условия для спокойного и внимательного наблюдения постановки. Стоит только сделать его светлым, как мгновенно, по-новому выявятся силуэты предметов, более активно станут читаться пластические особенности заметно потемневших элементов постановки. Вследствие этого эффекта цветовое решение меняется, и натюрморт приобретает другие свойства, часто требующие замены некоторых предметов.

Плотная, хорошо выраженная их фактура значительно поддерживается гладким, темным или средним по тону фоном. Это дает возможность вести длительную живопись, прослеживать проникновение фона сквозь прозрачное стекло, просветы между силуэтами предметов. Кроме того, гладкий темный фон содействует зрительному выдвижению деталей постановки на первый план, что выявляет их рельефность. Обилие собственных теней позволяет пользоваться в живописи лессировками. Освещенные части предметов приобретают в контрасте , с растворяющимися тенями выгодную плотность, которую легче прописать корпусно.

В наши дни постановки на темном фоне, особенно в учебных заведениях, к сожалению, довольно редки, незаслуженно забыты.

Фон в натюрморте подбирается по фактуре и цвету, в целом подчинен общему строю композиции. Он достаточно погружен в пространство и в наиболыпей степени позволяет показать художнику естественную привлекательность предметов быта, изысканность тканей, экзотических цветов, фруктов, неповторимость оперения редких птиц.

Натюрморты окружают нас повсюду . Нужно обладать острым видением, особым чутьем, чтобы их вычленить из многообразия предметного мира. Часто взгляд поражает необычность случайных соединений цвета. Однако начинающие художники не всегда находят объяснение своим зрительным впечатлениям. Если попытаться понять причины неожиданной и запоминающейся красоты натуры, то станет более ясным огромное значение световой и цветовой среды, в которой находится натюрморт, влияние приближенного или отдаленного фона.

В большинстве случаев активно воспринимаются произведения декоративно-прикла дного искусства, тем не менее наблюдать лишь высокохудожественные изделия или составлять только из них натюрморты не желательно. Важно включение непестрых, гладких поверхностей и фактур, которые помогут выявить характер предметов, представить их в выигрышном ракурсе.

В творчестве голландских мастеров XVII века можно увидеть прекрасные образцы живописи, которые и сейчас покоряют слаженностью композиции, любовью к натуре, умением остро характеризоватьдеталь, безукоризненностью проработки формы.

В картине Виллема Хеды «Завтрак с крабом» приглушенный фон стены сообщает особую звучность гармонии локальных цветов постановки. Этот фон находится в достаточно сильном контрасте со светлой скатертью и служит наравне с продуманной композицией средством достиже­ния поразительной цельности изображения. Применяемая в то время технология живописи позволила художнику произвести тончайшую моделировкуповерхностей, скрупулезно проследить касания предметов к фону. На первом плане фрукты и серебряная посуда заметно выделяются резкими очертаниями. Дневной свет дает возможность запечатлеть блики, незначительные вы­светления на поверхностях предметов. По мере у даления от первого плана заметно, как нарочито утемняет живописец их силуэты, постепенно вводя их в тональную среду взаимодействия с фоном.

Аналогичное решение использовали в живописи и позднее. Так, п. Сезанн в «Натюрморте с драпировками» передает пластическую совершенность натуры посредством утемнения фона. Художник будто подводит нас к натюрморту, который виден несколько сверху. Две однотонные драпировки переднего плана вступают в контраст с более темной орнаментированной тканью и приглушенным фоном стены. Этот прием позволил мастеру заострить внимание на расположенных в центре композиции тарелках с фруктами и высоком кувшине.

В русском искусстве первой половины XIX века натюрморт отражает желание художников передать очарование окружающего мира, правдиво и точно изобразить наблюдаемые природные мотивы. Замечательный мастер натюрморта И. Хруцкий пишет у дивительной красоты букеты цветов, пленяющие свежестью фрукты, рассыпанные на стооле. Они большей частью сгруппированы на темном фоне и приближены к нижнему краю картинной плоскости, что как бы помогает ощутить их материальность, прочувствовать естественную прелесть.

В блестящем по мастерству натюрморте А. Мордвинова «Подрамник, папка и гипсовый барельеф» предложен своеобразный художественный прием: каждый из предметов представляет собой еще и фон для восприятия другого, расположенного за ним.

Подлинный расцвет русского натюрморта приходится на начало ХХ века. К его лучшим образцам можно отнести произведения К. Коровина. Экспрессивным письмом отличается этюд «Рыбы, вино и фрукты». Он отмечен тонкостью и разнообразием колорита, свежестью восприятия. Импульсивное корпусное, похожее на эскизное письмо передает цветовую звонкость рыб и фруктов.
Темный фон усиливает декоративность полотна. Художник включает в композицию бликующее стекло, что придает произведению особую легкость, живописность. Натюрморт импрессионистичен по своей природе, написан с настроением, богат по цвету.

В картинах П. Кончаловского «Сирень», И. Машкова «Снедь московская: хлебы», И. Грабаря «Неприбранный стол» видно желание живописцев найти гармонию предметов с фоном, вплоть до соединения натюрморта с пленэром.

Г. Коржев, подчеркивая необычность кухонной утвари, стремится в своей композиции «Супница и горшки», достаточно сдержанной по колориту, применить изысканный прием живописи. Неожиданное расположение предметов, символизирующих разные стороны жизни, обеспечивается единством общего фона, который здесь имеет не только практическое, но и смысловое значение.

Поиски выразительности в жанре натюрморта продолжаются. Каждое поколение живописцев стремится найти особые приемы организации натуры и ее воплощения на полотне, где фону отводится далеко не второстепен­ная роль в создании целостного художественного образа.

Г. ЧЕРЕМНЫХ,
кандидат педагогических наук

Лит.: Г. Черемных,    журнал "Юный художник" № 11 - 1987

 
Хостинг от uCoz