увеличить

Ж. Фази.
Часы на шатлене.
Петербург. 1770-е годы.
золото, бриллианты, эмаль




увеличить

И. Позье.
Букет из драгоценных камней.
Петербург. 1740-е годы.




увеличить

Несессер с брелоками.
Англия. Середина XVIII века.
золото, бриллианты




увеличить

Табакерка.
Германия. Середина XVIII века.
горный хрусталь, золото, драгоценные камни




увеличить

Подвеска "каравелла".
Мспания. 1580-1590.
изумруды, золото, эмаль

о второй половине XVIII века в Зимнем дворце рядом с тронным залом находилась так называемая «бриллиантовая» комната. Вместе с символами царской власти - короной, державой, скипетром - там хранилось множество предметов, служивших украшениями или подарками.

Наиболее распространенным украшением в XVI -XVII веках были подвески. Мужчины и женщины носили их на специальной цепи на груди. Иногда на старинных портретах мы видим персонажей, которые имеют несколько украшений одновременно. Они различались по назначению: среди них были подвески-амулеты, талисманы, предохраняющие от дурного глаза и другие.
В ХУI -XVII веках, в эпоху географических открытий, появляются подвески в виде кораблей. Одна из эрмитажных каравелл, выполненная в Испании около 1590 года, сделана из изумрудов: большие, глубокого зеленого цвета камни составляют основу корабля, мачты и верхний крест, остальные части украшены белой эмалью по золотому фону.
К этому же времени относится подвеска, принадлежавшая легендарному Френсису Дрейку - пирату и адмиралу флота английской королевы Елизаветы. Она сделана из белого кварца, но кажется розовой. Будучи помещенным в специальный красящий раствор, камень, имеющий множество микротрещин, впитал в себя его цвет.

Жемчуг использовался ювелирами с древнейших времен. В ХVI веке появляется так называемый барочный жемчуг, отличающийся причудливой формой. Задачей художника было найти в его «неправильном» контуре идею будущего произведения.
В подвесках «Лебедь», «Сирена», «Дракон» такая жемчужина составляет основу изделия, диктует смысл. Не уступали по популярности изделия из резного поделочного камня. Чаши, вазы, кувшины, кубки и шкатулки предназначались не для каждодневного употребления, а для украшения парадных залов, дипломатических подарков. Примером тому является кубок из горного хрусталя с рубинами, подаренный Петру 1.

Кстати, многообразная деятель­ность Петра имела большое значение и для развития ювелирного ремесла. Путешествуя по Европе, совершая дипломатические поездки, император привозил множество подарков и в том числе ювелирных изделий. В России появляются статуэтки, исполненные в Саксонии в начале XVIII века, - разнообразные, забавные подчас, фигурки, сделанные из серебра, жемчуга, драгоценных камней.

Перенеся столицу из Москвы в Петербург, Петр стремился создать город, равный европейским столицам. Сюда, на берега Невы, он направил из Москвы лучших умельцев, в том числе и ювелиров, пригласил иностранных мастеров. В 1714 году начал работать цех иностранных ювелиров, состоявший поначалу из пленных шведов. А в 1722 году по их примеру объединились русские мастера. Этим и объясняется возросшее количество и прекрасное качество ювелирных изделий XVIII века. Каждый мастер цеха, проходя период ученичества, обязан был сделать конкурсную работу. По ее итогам мастеру разрешалось работать самостоятельно, иметь подмастерьев и учеников, ставить клеймо на произведении.

Придворный быт и особенности дворцового этикета требовали большего числа новых украшений. В XVIII столетии самым распространенным предметом ювелирного искусства стали табакерки, как настольные, предназначенные для украшения кабинетов вельмож, так и переносные - их подбирали к костюму и времени года.
Лаковые, черепаховые употребляли зимой, каменные, металлические - летом. Иногда табакерки имели несколько отделений для разных сортов нюхательного табака. Кроме того, они служили подарками, которыми награждали за заслуги и отмечали помощь в щепетильных делах: будь то дворцовый переворот или любовная интрига.
Известно, что в XVIII веке пожалование табакерки, если в нее был вмонтирован вензель или портрет монарха, ценилось наравне с орденом. Некоторые из них предназначались для хранения портрета. Такова коробочка с изображением Людовика ХV и Марии Лещинской, сделанная в Париже в начале XVIII века придворным мастером французского короля Д. Гуэром. Ее подарили княгине Куракиной, супруге Б. и. Куракина, русского посла при парижском дворе.

Более чем столетие сохранялась мода на нюхание табака, поэтому табакерки отразили на себе изменения традиций, художественных стилей, требований заказчиков. Выполненные крупнейшими французскими ювелирами, великолепные рокайльные коробочки из золота и перламутра работы Гуэра, табакерки Дюкролея и Огюста привлекают внимание орнаментами из золота и эмалей. Памятники, изготовленные дрезденским мастером И. Х. Нейбером, получили название «кабинет камней». В этих изделиях декор прост, он сводится к мозаике, состоящей из полудрагоценных минералов Саксонии, расположенных тонкими пластинами по всей поверхности. Каждый участок мозаики имеет номер, выгравированный рядом, на золотом ободе. Внутрь табакерки вложена книжка, содержащая расшифровку и описание камня.
Большой интерес представляют табакерки, принадлежавшие прусскому императору Фридриху II (их насчитывалось более сотни). Они большой формы, яркие по цвету.
Для большего колористического эффекта ювелиры помещали под бриллианты цветную фольгу.

Множество изделий, исполненных как русскими, таки иностранными ювелирами, связано с историей России. Среди них простые по форме табакерки, принадле­жавшие Петру I: деревянная в форме галеры, золотая с вмонтированной в крышку черепаховой пластиной с видом Петербурга, кварцевая с вензелями.
Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна заказывали коробочки, имеющие неправильную форму, украшенные множеством бриллиантов. Наибольшего размаха мода на эти изделия достигла во время тридцатилетнего правления Екатеринь II. По ее заказам работали крупнейшие петербургские мастера, такие, как Адор, Шарф, Будде, Гасс.

Творчество Ж.-.П. Адора, швейцарца по происхождению, проработавшего в России около 20 лет, тесно связано с историей русского двора.
Чесменская табакерка выполнена по случаю первой годовщины победы русского флота над турецким в Чесменской бухте. Она украшена эмалевыми миниатюрами, прославляющими битву. Этим же мастером исполнены и тридцать табакерок, которые предназначались для подарков участникам дворцового переворота 1762 года. В них вмонтированы медали, где Екатерина II изображена в виде богини Минервы.

Другой мастер- И. Г. Шарф ­ тяготел к простым формам вроде круга или овала. Его изделия изысканны по цвету и отличаются любовью к мелким камням.
Несколько лет проработали в Петербурге братья Теремены, которые в Эрмитаже представлены табакерками с микромозаикой - техникой, требующей большого мастерства.
Кроме того, в моду вошли несессеры - специальные коробочки, предназначенные для хранения различных предметов. Они также делились на переносные и настольные, мужские и женские.
Женские несессеры имели иголку, расческу, ножницы и пр., мужские - складную линейку, иногда циркуль. Как пример можно привести два изделия из эрмитажного собрания. Небольшой компактный несессер с 25 предметами сделан в Англии в середине XVIII века. Другое настольное украшение, из гелиотропа, могло быть использовано и как письменный прибор.

Пожалуй, единственным, что не уступало в популярности табакеркам, были часы. Часовой механизм изобретен в XVII веке, и первые часы имели одну стрелку и, соответственно, точность хода в пределах получаса. Постепенно они становятся более точными. Их декор, а они принадлежа лишь знати, великолепен: драгоценные камни, разнообраз н футляры и цепь-шатлен, прикрелявшаяся к поясу. Они также подбирались к костюму; иногда носили несколько часов одновременно.

Обзор коллекции драгоценностей будет неполным, если хоть в нескольких словах не остановиться на собрании перстней, браслетов, а также великолепных букетах, составленных из драгоценных камней, предназначавшихся для ношения на плече или поясе.
В них поражает изысканность подбора камней, тонкость огранки, изящество оправ. В специальных вазах, изготовленных позднее, «букеты» были выставлены в новом помещении - галерее драгоценных вещей, открытой для публики в середине XIX века. Это был первый музейный комплекс, предназначенный для показа предметов прикладного искусства.

В 1911 году открыли новый зал драгоценностей, одним из экспонатов которого стал - золотой туалетный прибор, исполненный в 1730-х годах в Аугсбурге в мастерской Биллеров. Он состоит из 47 предметов, сделан для императрицы Анны Иоанновны, а затем хранился в кладовых Зимнего дворца и служил для Qдевания к венцу невест царского дома.
Сочетание матовой и блестящей поверхностей золота выделяет рисунок предметов, и орнамент.

После Великой Октябрьской cоциалистической революции коллекции ювелирного искусства пополнялись за счет поступления национализированных частных собраний. С 1925 года предметы, входившие в Галерею драгоценностей, выставлены в Особой кладовой Эрмитажа.

О. КОСТЮК.


Лит.: О. Костюк    журнал "Юный художник" № 1 - 1990
в начало


Хостинг от uCoz