увеличить

Якоб Лоренц и группа мастеров.
Модель Смольного монастыря в Петербурге
по проекту В. Растрелли.
Окрашенное дерево, металл, позолота. 265х518х501. 1750-1756.


увеличить

Якоб Лоренц и группа мастеров.
Модель Смольного монастыря в Петербурге
по проекту В. Растрелли.
Окрашенное дерево, металл, позолота. 265х518х501. 1750-1756.


увеличить

Группа мастеров под руководством А. Виста.
Модель Исаакиевского собора в Петербурге
по проекту А. Ринальди.
Окрашенное дерево, гипс, позолота. 185х258,5х234. Около 1767-1769.


увеличить

Серенсен и группа мастеров.
Модель здания Академии художеств в Петербурге по проекту
А. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота.
Дерево, гипс. 86х360х314. 1766.


увеличить

Группа мастеров.
Модель арки Тита на римском Форуме
по проекту А. Кики.
Резная пробка, тонированный гипс. 55х39х20. 1770.


увеличить

Группа мастеров под руководством А. МонФеррана.
Модель Исаакиевского собора в Петербурге
по проекту А. Монферрана.
Окрашенное дерево, гипс, металл, позолота. 233х360х358. 1818-1820.

Создание модели архитектурного сооружения может преследовать разные цели. В том случае, если модель предшествует строительству самого здания, она становится частью проектного материала и позволяет наглядно представить основные черты объемной и декоративной композиции, а в некоторых случаях и проверить прочность конструкции будущей постройки. Если же модель повторяет в малом масштабе уже существующее строение, то ее ценность не менее существенна в познавательном или историческом отношениях.

Одним из наиболее значительных собраний архитектурных мо­делей является музей Академии художеств СССР в Ленинграде. Здесь, в крупнейшем художест­венном учебном заведении страны, с первых лет его существования появились модели, которые служи­ли будущим художникам и архи­текторам учебными пособиями. Великолепная работа мастеров­резчиков большинство образ­цов исполнялось в дереве делала многие из них настоящими произведениями искусства; кроме того, по ним можно было изучать историю мирового и отечественного зодчества.

К числу наиболее ценных исторических экспонатов относится коллекция из 34 моделей антич­ных сооружений, находившихся на территории древней Римской империи. Она исполнена в 1770-х годах по поручению Екатерины II итальянским мacтером Антонио Кики и в 1800 году передана в Академию художеств. Особенностью моделей является материал, в котором они выполнены. Это пробка, еще легче поддающаяся резьбе, чем привычное в России дерево. Ее пористая структура как нельзя лучше подходит для передачи выщербленных временем стен античных сооружений, точно копируемых мастером. Кики запечатлел облик целого ряда знаменитых зданий Древнего Рима, какими они были во второй половине XVIII века. Тогда их с трепетом изучали Пиранези, Гюбер Робер, множество архитекторов всего мира, среди них еще совсем молодые В. Баженов и И. Старов.

Полуразрушенные, занесенные землей древние постройки все же сохраняли прелесть пропорций, мощь каменной кладки стен, изумительное мастерство отделкй деталей; все это, вплоть до завитков орнамента и изуродованных временем букв в надписях, повторил в своих моделях итальянский мастер. Благодаря коллекции можно было в Петербурге изучать знаменитые греческие сооружения античного Рима - Колизей, театр Марцелла, Пантеон, триумфальные арки императоров Тита и Константина.
Эти и другие, менее известные здания, предстают перед нами со всеми особенностями их замечательной конструкции, обнажившейся кое-где в полуразрушенных стенах; тонкий слой тонированного гипса имитирует травяной покров заросших со временем руин. Сейчас модели Кики демонстрируются в экспозиции, посвященной истории скульптуры Древней Греции и Рима, прекрасно иллюстрируя достижения синтеза архитектуры и пластики этой эпохи.

Точное соблюдение пропорций основных масс и малейших деталей декора, их рисунка, имитации материала делают исполнение моделей трудоемким, но увлекательным занятием.

В отличие от моделей-копий изготовление проектных моделеи всегда связано с личностью самого автора проекта, поскольку в этом случае речь идет о еще не осуществленном здании. Во времена античности и средневековья на модели полагались больше, чем на несовершенную тогда технику расчетов и чертежей. Наиболее ранняя из сохранившихся в Европе моделей относится к зданию церкви св. Михаила в Гильдесгайме (1001 год). Строительство важ­нейших сооружений эпохи Возрождения также не обходилось без моделирования: известно, что купол знаменитого флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре возводился в ХV веке по модели, созданной основоположником новой европейской архитектуры Филиппо Брунеллески.

В допетровской России модели употреблялись в основном при строительстве крепостей; однако существуют сведения о «древяном образце» церкви Воскресения, задуманной Борисом Годуновым.
Своеобразие мышления древнерусских зодчих, создававших «чертежи» своих построек прямо на земле, минуя стадию «бумажного» проектирования, заставляет предполагать суoествование этапа моделирования в их работе.
Но и после появления практики создания чертежей в XVIII веке модель оставалась необходимой частью проектной деятельности зодчего.
В Петровскую эпоху по моделям возводились крепость Кроншлот вблизи Петербурга и собор Петропавловской крепости. О важности роли, которая отводилась подготовительной стадии строительства даже во второй половине XVIII века, свидетельствует история создания знаменитой модели Кремлевского дворца по проекту архитектора Баженова, находящейся ныне в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.

Ряд экспонатов подобного значения хранится и в собрании музея Академии художеств СССР. Среди них модель Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, больше известного под названием Смольного, который возведен в 1750-1760 годах по проекту крупнейшего зодчего середины XVIII века В. Растрелли.
Комплекс монастырских построек на берегу Невы был спроектирован по правилам регулярности и симметрии, свойственным архитектуре России нового времени, однако своим живописным обликом напоминал отчасти и древнерусские сооружения. Как нередко случалось, ансамбль не был вполне завершен в натуре, поэтому свое наиболее полное выражение замысел автора получил именно в модели.

Она обладает значительными размерами (высота более 2,5 м, длина и ширина около 5 м) и представляет собой сложное сооружение, над которым в течение шести лет (1750--1756) трудилась большая группа мастеров под руководством столярного дела мастера Я. Лоренца. Модель позволяет обозреть ансамбль во всем великолепии архитектуры елизаветинского барокко достаточно строгой в планировочном отношении и празднично-наряднойв отделке.

Блеск позолоты глав собора и малых церквей, яркая окраска стен, прихотливые силуэты куполов, по которым скользит золоченый скульптурный орнамент, изгибающийся словно под напором жизненных сил,-все это отнюдь не способствует созданию впечатления монастырской замкнутости.

Горделиво возносится великолепная надвратная колокольня, чья высота должна была превзойти размеры Ивана Великого самого высокого сооружения Московского Кремля. По мере приближения к центру комплекса нарастает интенсивность декора, концентрируясь на здании собора. Его пятиглавие возрождало традиционную схему русской церковной архитектуры. Модель позволяет проследить развитие замысла Растрелли в отношении этой формы: она показывает башни малых глав собора несколько отступающими от центральной, в то время как в самом здании они плотно прижаты, образуя компактную группу.

Модель выполнена из липы, окрашена и вызолочена, отдельные детали картуши над входами, лепные орнаменты отлиты из свинца. Традиции русских мастеров-резчиков получили замечательное развитие в этом замысле зодчего, украсившего своими строениями Петербург середины XVIII века. Совсем иной характер архитектуры демонстрирует модель здания Академии художеств - одного из первых сооружений классицизма в России и Петербурге. Спроектированное профессорами архитектурного класса А. Кокориновым И Валлен-Деламотом в 1760-х годах, оно представляло совершенно новый тип здания, предназначенного для крупнейшего художественного учебного заведения. Обширная воспитательная программа предопределила состав громадного сооружения, которое заключает в самом себе целый городок: здесь жилые и вспомогательные помещения для воспитанников и профессоров соседствовали с мастерскими, учебными классами и залами, где заседал Совет и "при игрании труб и литавр" вручались академические награды.

До наших дней дошло крайне мало проектных чертежей здания; оно достраивалось и отделывалось в течение долгих лет другими мастерами. Поэтому модель во многих случаях является единственным источником сведений о первоначальном проекте. Будучи его частью, она содержит на своем невском фасаде различные варианты трактовки ордера основного выразительного средства архитектуры классицизма. Замечательно, что из четырех их видов окончательно был выбран самый простой, тот, что осуществлен на главном фасаде здания. Раздвигающаяся на четыре части модель позволила видеть внутреннюю отделку парадных залов, расположенных анфиладой, а съемная кровля давала возможность рассмотреть декоративную живопись плафонов. Так же как и отделка залов, разбивка поверхности стен внутреннего круглого двора значительно отличается в модели от той, которая была создана в нратуре. Таким образом, именно модель дает возможность историкам архитектуры оценить в полной мере замысел здания - "манифеста" классицизма в начальную пору развития этого стиля в нашей стране.

Среди целого ряда других моделей - Троицкого собора Александро-Невского монастыря по проекту И. Старова, зданий Биржи и Михайловского замка, осуществленных и занимающих ныне свое место в нашем городе, следует отметить проектную модель Исаакиевского собора архитектора второй половины XVIII века А. Ринальди. Это сооружение не получило полного воплощения в натуре, а позднее вообще было разобрано и уступило свое место ныне существующему зданию по проекту А. Монферрана.
Следовательно, только модель может дать ныне наиболее полное представление о характере этого исчезнувшего сооружения.

Существующий Исаакиевский собор также имел своим прототипом модель, хранящуюся в академическом музее. По отзыву современника, она представляла собой «щеголеватую и великолепную игрушку»: «купол как жар был вызолочен, лакированное дерево можно было принять за гранит и мрамор: до того оно им уподоблялось...
Посредством рукоятки раздвигалась надвое; там все было, и штучный пол , и раззолоченный иконостас, и миниатюрные иконы, его украшающие, и все чудесно было отделано».
В ее изготовлении принимала участие большая группа мастеров, среди которых находились "отец и сын Брюлло" - Павел Иванович и Федор Павлович Брюлловы, отец и брат знаменитого в будущем живописца К. П. Брюллова.
Значительная по размерам (ее высота около 2,5 м, размер подмодельной доски примерно 3,5Х 3,5 м) модель представляет собой редкое произведение искусства; она предназначалась для "показания общей формы ..., а не для руководства в практическом исполнении работ",-как сказано в одном из документов.
С течением времени проект подвергся довольно значительным исправлениям, и архитектор несколько раз вносит изменения во внешний вид модели. Внутренняя ее отделка осталась прежней, за исключением утраченного иконостаса. Первоначальной является и конструкция купола собора, которую в действительности сделали металлической и иной по форме.

Эта модель, которая относится к одному из последних крупных сооружений русского классицизма, поступила в академический музей после завершения строительства собора, в 1858 году. Позднее редко уже делались такие значительные по размерам, требующие больших расходов и усилий при изготовлении модели. Резьбу по дереву все чаще заменяли гипс, папье-маше и картон.
В музее хранятся созданные из этих дешевых материалов модели построек архитекторов середины XIX века К. Тона, А. Штакеншнейдера, Д. Гримма и других. Они скромнее, меньше по размерам и ближе к современным макетам, которые делаются из бумаги и пластика. Здесь же находится и целый ряд образцов сооружений советских архитекторов, начиная с 1920-х годов, когда архитектурная мысль обгоняла возможности воплощения замыслов зодчих в натуре.

В наши дни эта "малая история архитектуры" академического собрания пополняется новыми экспонатами, продолжая традиции одного из наиболее обширных и систематических модельных музеев России.



И. ТАТАРИНОВА


Лит.: И. Татаринова,    журнал "Юный художник" № 1 - 1989
в начало


Хостинг от uCoz