АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО США.




Р. Питерсон.
Рисунки птиц (толстоносов и овсянок). Акварель. 1980.
увеличить



Р. Питерсон.
Рисунки птиц (толстоносов и овсянок). Акварель. 1980.
увеличить




Дж. Дарлинг.
Первые благотворительные марки с изображением американских животных. 1936.
увеличить



Э. Сетон-Томпсон.
Вилорог. Фрагмент неоконченной картины. Масло. 1920-е годы.
увеличить



А. Брукс.
Каракары. Акварель. 1933.
увеличить



Р. Питерсон.
Тупики. Акварель. 1979.
увеличить

"Две недели с увлечением писал я портрет ястреба. Выводил каждое пятнышко, каждую полоску, и тот, кто видел натуру, сразу узнал бы ее на полотне... В свете моих теперешних знаний и художественного опыта я сказал бы, что слишком много уделял тогда внимания деталям, в ущерб характерным линиям и форме. И все же я должен сказать, что это была добросовестно написанная картина, и она дорога мне тем, что была первой на пути моих новых исканий".

Э. Сетон-Томпсон

1986 году Национальная федерация по охране живой природы США отметила свое пятидесятилетие. На страницах популярного американского журнала «Нэшнл уайлдлайф», издаваемого под эгидой этого общества, была опубликована статья, посвященная художникам, специализирующимся в основном на отображении животного мира.

Одним из самых крупных современных художников Америки, работающих в анималистическом жанре, является Карл Рунгиус, немец по происхождению. Рассказывают, что в 1920-х годах он представил на выставку пейзаж.
Картину заметили, и за высокое мастерство исполнения она была удостоена премии. Позднее он добавил к сюжету фигуру лося, и произошло «чудо». Ни одна из комиссий, производящих отбор картин на выставки, ее уже не приняла. Почему? Ведь она была отмечена премией. Все дело в том, что анималистическое искусство в то время серьезными критиками совершенно не рассматривалось, игнорировалось.

Но на сегодня этот жанр, образно говоря, уже выплыл из глубоких заводей и занял прочное место в панораме искусства, а Карл Рунгиус считается видным живописцем.

Теперь картины художников-анималистов демонстрируются на самых престижных выставках. Так, в последние годы их можно было увидеть на экспозициях в Национальном музее искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, Королевском музее Онтарио в Торонто (Канада). Но путь к признанию художников-анималистов не был усыпан розами.

Положительную роль здесь сыграли, пожалуй, два факта: иллюстрирование различных книг, особенно биологических справочников, и изображение животных на почтовых и благотворительных марках.

Первое место специалисты от ­водят Роджеру Тори Питерсону. Именно он в 1934 году предложил создать серию миниатюрных изображений птиц с целью использования их при определении видов в полевых условиях. Экономическое положение страны в этот период было далеко не из лучших ­ время Великой Депрессии. Многие художники существовали лишь за счет участия в иллюстрировании книг и журналов. Кстати сказать, самым выдающимся из числа иллюстраторов, отображающих животных, по признанию самих американцев, был Эрнест СетонТомпсон, чьи рассказы иллюстрированы мастерски выполненными рисунками и картинами. Не менее известным иллюстратором, работавшим в журнале «Нэшнл джеогрефик», а также в некоторых других, считается канадский майор Аллан Брукс, специалиэировавшийся на изображении птиц.

До этого периода на животных американцы смотрели больше глазами потребителя. Животные для многих из них были или врагами -волк, медведь, койот, или пищей. И вдруг они увидели их совсем в другом свете, чему в немалой степени способствовали с любовью выполненные, порою трогательные рисунки Сетон-Томпсона и других художников.

Питерсон предложил несколько иное. «Мои рисунки птиц, конечно, не то, чем я хотел бы заниматься, -сказал он.-Они схематичны, так как предназначены для учебных целей. В действительности я предпочитаю нечто более живописное». Оформленный им «Полевой справочник птиц» имел успех. Правда, начало было сложным. Питерсону с трудом удалось уговорить издателя выпустить справочник тиражом две тысячи экземпляров. Необычайный интерес к этому изданию вызвал шок у издателя. Еще бы! Книга была раскуплена мгновенно . Немедленно последовало второе издание, но уже тиражом ... три миллиона экземпляров!

Эта книга окрылила многих художников . Они вдруг увидели, что, изображая животных, можно . н е только получать удовольствие от работы, но и прилично зарабатывать. Один из самых преуспевающих сегодня художников, Гай Коэлич, говорит, что именно Питерсон дал возможность зарабатывать на жизнь ему и коллегам.

Благодаря «Справочнику» у миллионов американцев резко возрос интерес к животным, возросло также и восприятие и понимание их изображения как на картинах, так и в миниатюрной скульптуре.
Особую роль здесь сыграло и движение за охрану природы. В 1934 году по решению правитель­ства США началось осуществление программы по спасению болот. Предполагалось выпустить специальные почтовые марки, доход от которых должен был использоваться на поддержание в должном порядке мест обитания водоплавающих, то есть, попросту говоря болот. Биологическая служба США, предшественница существующей в настоящее время Службы рыболовства и охраны живой при роды, заказала художнику Дж. Днрлингу разработать эскиз первой марки. Это был известный мастер политической карикатуры. Именно он и нарисовал картины для первой серии марок США по охране природы. Он же явился организатором всемирно известной сегодня Национальной федерации по охране живой при­роды. Доходы от продажи марок должны предназначаться на финансирование ее деятельности.

Выпущенные почтовые и благотворительные марки с изображением животных послужили развитию анималистического искусства в дальнейшем. В 1936 году худож­ник Ричард Бишоп был избран (по конкурсу) иллюстратором третьей, уже ставшей к этому времени зна­менитой серии так называемых «утиных марок». Кроме того, он был первым, кто предложил для широкой продажи печатные репродукции с картин, послуживших оригиналами марок. Никто не ожидал, что это обернется грандиозным успехом.

В течение 20 последующих лет каждый из победителей конкурса получал право осуществить издание 750 оттисков с оригинала картины для марок. В 1970 году художник Эдвард Бирли, победив в третий раз на этом престижном конкурсе, выпускает 1000 оттисков. К 1984 году победитель в конкурсе Уильям Моррис дает уже 31 500 оттисков.

Преемник Рунгиуса Кен Карлсон, занимающийся изображением крупных животных, обучаясь любимому делу, пережил немало трудных моментов. Даже 15 лет назад это направление в искусстве еще не отличалось такой жизнеспособностью, как сейчас. Во многих произведениях художников­анималистов заметна перегрузка деталями, как правило, они отличались статичностью. Но затем начались благотворные изменения.

В 1975 году в Королевском музее Онтарио была организована выставка «Животные в искусстве».
На ней демонстрировались и работы нескольких европейских художников, чрезвычайно взволновавшие американских собратьев, особенно это касалось работ шведа Бруно Лильефорса и немца Манфреда Шагца.
Только на этой выставке американцы вдруг заметили, что и у них в стране давно уже появилось значительное число прекрасных художников.

Может быть, это покажется несколько странным, но в развитии анималистического искусства в США не последнюю роль сыграл, да и до сих пор играет, рынок. В 1985 году на знаменитом аукционе Кристи одна из анималистических картин была оценена чуть ли не в четверть миллиона долларов! Правда, торговцы картинами отметили, что столь высокие цены не всегда хорошо влияют на развитие искусства в целом. Выяснилось, что В этом жанре вдруг стали работать и многие посредственные художники, которые совсем мало знали о самом предмете творчества, то есть о животных, хотя и могли почти с фотографической точностью передавать их облик.

С этим мнением соглашается Боб Кун, первым среди анималис­тов удостоенный персон альной вы­ставки 20 лет назад. «У некоторых художников, -говорит он,­ появляется соблазн к излишней детализации животных на картине. К тому же следует отметить, что появилось слишком много людей, желающих иметь такую работу».

Но в то же время некоторые мастера уходят в противоположную сторону. Ветеран среди анималистов Дон Эклберри предупреждает: «В США намечается тенденция изображать животных на картинах с наименьшей детализацией в свободном импрессионистском стиле». И все же в наши дни можно говорить об интенсивном развитии анималистического искусства в США. Нельзя отрицать жизненность американской анималистики, заключающейся в товк что она художественно правдиво выражает истинную природу, знакомит с красотой и богатством животного мира родных краев.


Е. СОЛДАТКИН


Лит.: Е. Солдаткин,    журнал "Юный художник" № 1 - 1989
в начало


Хостинг от uCoz